


Доход курьера формируется из нескольких факторов. Это количество отработанных часов, объем и сложность заказов, скорость и качество их исполнения, поделились в пресс-службе сервиса доставки продуктов и товаров "Купер". Большинство курьерских служб, поясняет менеджер по подключению ключевых клиентов компании ATU Express Виктор Герасев, перешли на гибкую модель оплаты. Она включает фиксированную ставку за заказ и бонусы. Также есть бонусы за доставку крупных и отдаленных заказов, чаевые. В результате средний заработок курьера в крупном городе, по оценкам Виктора Герасева, варьируется от 50 до 120 тысяч рублей в месяц.
В Москве из-за высокой плотности заказов ставка курьера ниже, чем в Подмосковье, замечает зам. генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова. Тем не менее начальная зарплата курьера в Москве составляет около 150 тысяч, в "высокий" сезон курьеры могут зарабатывать до 250 тысяч рублей и более.
При этом доходы новичка и опытного сотрудника могут кардинально отличаться.
В целом, отмечают эксперты, большинство курьерских служб уже перешли на официальное трудоустройство по Трудовому кодексу. Это, по словам Екатерины Анциферовой, дает стабильный оклад, оплачиваемые больничный и отпуск, а иногда и социальный пакет. Такую стабильность эксперт связывает с ростом рынка.
По данным Dalli, в 2025 году было сделано почти 7 млрд заказов, а дефицит примерно в 200 тысяч курьеров делает работу в доставке стабильным источником заработка. При этом логистические компании предлагают достаточно гибкие графики: 2/2, 5/2, работа в вечерние часы или по выходным. Это позволяет рассматривать сотрудничество как на постоянной основе, так и в качестве подработки.
"Свой первый заказ я доставил, еще когда был студентом. Времени для постоянной работы из-за учебы не было, поэтому вариант с самостоятельным выбором графика оказался для меня оптимальным. Брался за несколько заказов после университета, а их оплата помогала покрывать съем квартиры и базовые студенческие расходы", - делится Михаил, курьер службы доставки маркетплейса OZON. Сейчас, добавляет он, уже перешел на работу на весь день и берет больше заказов. Соответственно, зарплата стала гораздо выше.
Спектр товаров, доставляемых курьерами, за последние годы также заметно расширился. Так, "Купер" начинал с доставки товаров из супермаркетов, а сейчас в компании отмечают растущий спрос на самые различные товары: от электроники и предметов интерьера до автотоваров и украшений.
"Мощным катализатором выступила пандемия. Люди привыкли к тому, что можно на дом получить не только новую пару обуви раз в месяц, но и свежие продукты из супермаркета, готовую еду из ресторана, корм для питомца и т.д. По сути, курьер стал персональным снабженцем", - поясняет Виктор Герасев.
Вполне закономерно, что последним трендом, добавляет Екатерина Анциферова, стала гиперлокальная доставка, когда курьер приносит заказ уже из близлежащего пункта выдачи заказов, даркстора или ресторана. Это сверхбыстрая доставка, которая иногда занимает даже меньше получаса.
К тому же, по словам экспертов, расширился спектр нестандартных заказов. Теперь курьеры доставляют, например, живые растения и цветы в специальной упаковке, дорогостоящую электронику и даже такие товары из категории "премиум", как украшения или брендовая одежда.
Профессия курьера в Беларуси также стала одной из самых востребованных. Заказы поступают через приложения и сайты, сотрудник доставляет их пешком, на велосипеде, самокате, мотоцикле или автомобиле.
Курьеру достаточно документа о среднем образовании и паспорта. Все остальное объясняют во время стажировки: как правильно заполнить накладные, принять и выдать заказ, что делать в нестандартных ситуациях. В Беларуси стать курьером можно с 14 лет, но только при условии легкой работы и с письменного согласия родителей. С 16 лет подросткам разрешается доставлять заказы пешком или на велосипеде, а вот сесть за руль автомобиля и развозить покупки по городу получится только с 18 лет и при наличии водительских прав.
Чаще всего доставка становится первой ступенькой в трудовой биографии студентов. Однако среди работников немало взрослых и даже пенсионеров. Самый очевидный вариант, где можно устроиться, - крупные курьерские сервисы. Некоторые организации нанимают собственных доставщиков - либо в штат, либо по договору. В последнем случае наличие статуса самозанятого идет в плюс. В маленьких компаниях стоит заранее уточнить объем работы: загрузки может не хватить, и тогда вместе с заказами уменьшится и зарплата. В фирмах экспресс-доставки требования к сотрудникам выше, зато и система работы выстроена четко.
Доход зависит от города, вида транспорта и количества заказов. Пеший курьер в среднем получает около 640 белорусских рублей в месяц (примерно 17 330 российских), на велосипеде - до 800 (21 660 российских), на автомобиле - уже более 2000 рублей (около 54 150 российских). Чем быстрее и больше будете доставлять заказов, тем выше заработок.
На доход дополнительно влияет платформа: у каждой своя система оплаты, проценты и комиссия. В перечне "грузов" все, что сегодня люди привыкли получать до двери: еда из ресторанов, продукты, детские товары, техника. Иногда заказывают доставку от одного человека к другому - подарков, документов или даже ключей.
Пешие и велокурьеры обычно переносят заказы весом до 10 килограммов. Те, кто работает на авто или мотоцикле, берут посылки до 20 килограммов. Оплата проходит либо напрямую при встрече с клиентом, либо через сервис, после чего вознаграждение поступает курьеру.
