
Правда, лоялизм работодателя к персоналу оборачивается против него. У кого-то аллергия на кошек. Кому-то общительный лай собак мешает работать больше, чем говорливость коллег. Так сдвиг к компромиссу, который все больше диктует поиски баланса между офисом и домом, застрял где-то между настойчивостью работодателей, старающихся вернуть людей в офис, кошками и собаками и изворотливостью кадров, осознающих свой дефицит.
Еще вчера запроса на гибкие форматы труда не было. Разве что фриланс воспринимался как причуда и способ им платить меньше. Все изменила пандемия COVID-19. Она по факту за удаленкой закрепила статус новой нормальности. И хотя на рынке труда по-прежнему доминирует работа в офисе или на предприятии, уровень дистанта из вынужденной меры превратился в выгодный выбор работников и работодателей. По данным АЦ ВЦИОМ, 25% работающих полностью или частично трудятся из дома. Причем 16% перешли на полную удаленку, 34% выбрали гибридный формат.
Что сразу уловил работодатель: сократилась аренда рабочих помещений, а когда удаленщики заговорили о том, что им нужно компенсировать работу на личной технике дома, компании пошли навстречу. Оборудование, кому нужно, получают бесплатно, а где работать - дома или в офисе - решают сами. Такая взаимовыгода обернулась тем, что локомотивом гибридного формата стали молодые люди от 18 до 34 лет и среднее поколение до 45 лет. Они быстро распробовали то, что удаленка и "гибрид" экономят время на дорогу до работы, больше дают возможностей для общения с семьей, самореализации и домашних дел. Но они прибавили головной боли работодателям - новые форматы работы аукаются дефицитом делового и простого живого общения, и что еще важнее - снижением самодисциплины и трудовых показателей.
Когда же работодатели попытались директивно вернуть в офисы народ, выяснилось, что не так все очевидно. По данным центра Pew Research Center (США), 46% американских удаленщиков скорее уволятся, чем вернутся в офис, 36% - скорее останутся, но будут искать работу. В России, по данным ВЦИОМ, около 51% останутся, до 23% уволятся. Так между дистантом и офисом замаячил новый конкурент - "зеленый" или экоофис, как пространство для генерации корпоративных идей, куда охота приходить, как домой. Так его видят работодатели, потому, как показывают опросы, удаленщики по всему миру не хотят отказываться от работы дома. Хотя в России популярность удаленки падает, а гибридный формат показал рост в два раза - с 12% до 24%.
И вот для них офис с приставкой "эко" - с ИИ климатическими установками, интеллектуальным освещением и "плюшками" в виде комнат отдыха, бассейнов и зимних садов, с отказом от кулеров с водой в пользу питьевых фонтанчиков - это что-то новое. Как и архитектура, подчиненная "зеленым" стандартам. Другое дело, что экоофисы - это дорого, но они не просто рабочее пространство, а еще и инструмент заботы о сотрудниках и о своем имидже - месте силы, которое сплачивает команду.