Белорусский режиссер Корняг рассказал о премьере в петербургском театре кукол

Куклы из "Песочницы" не могут жить как перчаточная кукла или марионетка, а живут совершенно по-другому.
Куклы из "Песочницы" не могут жить как перчаточная кукла или марионетка, а живут совершенно по-другому. / Театр Karlsson Haus
В петербургском театре для всей семьи Karlsson Haus - премьера спектакля Евгения Корняга "Песочница" (4+). Это уже четвертая постановка в этом театре одного из лидеров современного белорусского театра кукол, главного режиссера Белорусского государственного театра кукол (БГТК).

В 2024 году Евгений Корняг и его постоянный соавтор - главный художник Белорусского театра кукол Татьяна Нерсисян получили в городе на Неве два "Золотых софита" (Высшая театральная премия Санкт-Петербурга). Спектакль "Сердцедер" по мотивам одноименного романа Бориса Виана стал лауреатом в номинациях "Лучшая работа режиссера в театре кукол", "Лучшая работа художника в театре кукол". А еще раньше их спектакль "Венчание с ветром" ("Шлюб з ветрам") взорвал публику, пришедшую на фестиваль "Балтийский дом". Затем привозили "Пачупки" - и снова успех. Это был Республиканский театр белорусской драматургии.

Итак, "Песочница". "Все мы из одной песочницы", верно? Воображение и игра - и мы в мире детства. Лопатка, ведерко, леечка - и родилась кукла. Накануне премьеры Евгений Корняг поделился: "Это спектакль об абсолютно безграничной фантазии ребенка и человека вообще - когда обычные предметы могут ожить и сотворить что-то волшебное".

Вы полюбили Петербург? У вас какая-то особая любовь именно с этим театром…

Евгений Корняг: Петербург я полюбил не сразу. Первый приезд - 2011 год, апрель, помню какие-то депрессивные эмоции. Потом приезжал сюда на стажировки. Было сотрудничество с Институтом Гете…

Евгений Корняг: Это спектакль о безграничной фантазии ребенка и человека вообще. Фото: Белорусский государственный театр кукол

А потом Анна Павинская, директор театра Karlsson Haus, пригласила меня на постановку. Был февраль. Прекрасный театр, но февраль ужасен в Петербурге и на Литейном. И я понял, что в этот город надо приезжать летом либо ранней осенью.

Первый питерский спектакль для взрослых поставил в 2019 году - "Сад наслаждений", навеянный картиной Босха. И теперь с удовольствием возвращаюсь сюда в любое время года. Здесь потрясающая команда, отличные актеры, с которыми мне безумно нравится работать. И театру интересно поработать с другой командой (режиссер, художник, композитор). Я сейчас ищу, например, режиссера-кукольника для своего театра, и мне интересно, чтобы он создавал спектакль не с Таней Нерсисян, нашим художником, а привез свою постановочную команду, чтобы дал нашим актерам частичку другой эстетики, другого театрального мира.

Вы провели отпуск, занимаясь постановкой в Петербурге?

Евгений Корняг: Да, я в отпуске. В нашем белорусском театре кукол 13 сентября открытие сезона. Будет премьера. Мы восстанавливаем спектакль "Интервью с ведьмами" (вариации на тему сказок братьев Гримм). Переосмысливаем его. Меняем название на "Сестры Гримм".

А как родилась "Песочница"? Была хорошая пьеса?

Евгений Корняг: Не было пьесы. Я не работаю с пьесами, сам пишу инсценировки. Татьяна Нерсисян придумала куклы. И они не вошли в спектакль "Мроiва", просто выбились из стилистики, спектакль ушел в другую сторону. Но куклы были прекрасны.

В нашем белорусском театре 13 сентября открытие сезона. Будет премьера. Восстанавливаем спектакль "Интервью с ведьмами"

И приехали из Минска в Питер?

Евгений Корняг: Именно так.

А потом вы написали инсценировку?

Евгений Корняг: Нет, потом мы с актерами начали работать. Все рождалось именно с ними. Была задумана такая идея: с помощью песочницы, через игру, ребенок познает мир. От лодки до космоса. У нас был материал - кинетический песок, вода и куклы.

В этом театре вы поставили и "Винни-Пуха" (спектакль "Твой Винни П."). Любите такую публику?

Евгений Корняг: Она меня… пугает. Но с ними интересно разговаривать. Все-таки это дело довольно-таки странное, когда взрослые люди собираются и делают спектакль для детей. Мы должны предугадать, что понравится им, и чтобы им было не скучно.

Мне любопытно на этих спектаклях проверять законы театра кукол. Куклы из "Песочницы" не могут жить как перчаточная кукла или марионетка, а живут совершенно по-другому. И тут, когда они при тебе распадаются, потом собираются, ты понимаешь, что это принцип существования этих кукол.

И мне интересно (не важно, это спектакль 3+ либо 18+) расшифровывать куклу, расшифровывать спектакль. "Винни-Пух" все-таки для тех, кто постарше. И да, мне нравится работать в театре кукол. Куклы существуют абсолютно для разных возрастов. Мне, естественно, безумно нравится работать для взрослых.

И таких спектаклей - 18 плюс - у вас больше?

Евгений Корняг: Больше, потому что они более востребованы в Беларуси.

А разве кукольные постановки для малышей не востребованы?

Евгений Корняг: Востребованы. Но для маленьких детей режиссеров больше. Поэтому театры приглашают меня часто и говорят: нам нужен спектакль для взрослых. А Karlsson Haus нужны были спектакли для детей.

Факт

Самые известные постановки Евгения Корняга в Минске: "Не танцы", "Бетон", "Сестры Грайи", "Интервью с ведьмами", "Записки юного врача", трилогия "Пачупки", "Шлюб з ветрам", "Забалаццю". В Петербурге: "Сад наслаждений", "Сердцедер".

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться