В Москве заработали первые медиакиоски

Около станций метро "Краснопресненская" и "Шаболовка" открылись новые уличные павильоны "Читай, Москва". На прилавках внутри лежат газеты и книги, а из распахнутых дверей пахнет вкусным кофе. Как сообщили "РГ" в департаменте СМИ и рекламы, если эти медиакиоски станут популярными, со временем они могут заменить обычные печатные киоски.

…Павильон у станции метро "Краснопресненской". Входим внутрь вытянутого стеклянного многогранника с автоматически открывающимися дверями. Видим: прямо в центре лежит наша "Российская газета", а рядом издаваемый ею же журнал "Родина". Чуть правее от полок - холодильник с мороженым, над ним - чипсы, дальше - еще один холодильник с водой и кофе-машина, рядом вертящиеся полки с книжками. Возле кассы - привычный ассортимент продуктового и канцелярского магазинов. Покупательница Ольга с пятилетним сыном Леонидом заглянули перед отъездом домой, в Воронеж, купить мальчику раскраски, чтобы не скучал в дороге. Еще один мужчина попросил "Теленеделю" для мамы, пенсионер Михаил Ефграфов - пару журналов с судоку. "Живу на Пресне, раньше тут на площади была палатка с газетами, - вспомнил он. - Мы жалели, что ее снесли". По словам консультанта Елены Толмачевой, подключены еще не все функции. Например, рядом с кассой есть терминал, через который скоро можно будет заказать книгу, оформить подписку на газеты.

Работать в медиакиоске, по словам Елены, удобно. В жару можно включить кондиционер, а зимой согреют теплый пол и "тепловая завеса" над входом. Изготовил павильоны отечественный производитель по эскизам, одобренным группой компаний "Кардос" и департаментом СМИ и печати Москвы. Как сообщила первый замруководителя этого департамента Юлия Казакова, столица поддерживает продажу прессы, киоски прессы никогда не сносили. Сейчас их чуть более 800. "Установка медиакиосков - городской эксперимент, - рассказала "РГ" Юлия Казакова. - Родился он в результате исследований и совместной работы правительства Москвы с издательским сообществом. За последние годы изменились и городской ландшафт, и потребности москвичей - молодые люди не хотят покупать товары через окошко. Медиакиоски - стильные открытые объекты с новой идеологией, когда пресса и книги часто становятся импульсной покупкой за счет расширенного ассортимента товаров повседневного спроса, сервисов и услуг".

Как вам это?

Иван Носков, мэр Самары:

- Самара - читающий город, не раз замечал в парках, скверах, на набережной людей именно с печатными изданиями. Поэтому такие киоски могут быть интересны для горожан. Рассмотрим опыт регионов, где киоски уже есть, учтем интересы жителей и гостей нашего города. Возможно, привнесем что-то свое, с самарским колоритом в оформлении и наполнении. Пока избавляемся от незаконных нестационарных торговых объектов, от бесхозных строений. К вопросу медиакиосков можно будет перейти, когда завершим эту работу.

"Российскую газету" читаю. Новости - на сайте, а серьезную аналитику предпочитаю читать в печатном издании.

Елена Комарова, глава Старорусского муниципального района Новгородской области:

- Идея медиакиосков мне кажется и правильной, и своевременной, и очень нужной. Рада за москвичей и постараюсь изучить этот замечательный опыт. Считаю, что любой формат продвижения печатной прессы и бумажных книг должен находить всестороннюю поддержку городских властей, если мы хотим вырастить думающее поколение.

К сожалению, люди во многом утратили привычку к ежедневному книжному и газетному чтению. Отсюда возникает социальная апатия, нежелание интересоваться жизнью родного города и принимать активное участие в созидании его будущего. По мере скромных возможностей муниципального бюджета тоже стараемся решать эту проблему.

В 2022 году в Старой Руссе мы совместно с двумя изданиями - федеральной "Российской газетой" и местной газетой "Старая Русса" - открыли "Литературный киоск" - точку буккроссинга, где наряду с книгами можно бесплатно получить свежие и архивные выпуски газет и журналов. В киоске собираются местные книголюбы, проводятся мероприятия. Конечно, у нас несколько иной формат, масштаб далек от столичного, но наш проект тоже выполняет значимую социальную функцию формирования нового сословия горожан, которые понимают ценность слова и нового знания, дорожат культурным и литературным наследием своей малой родины и с гордостью демонстрируют его гостям города.

Вячеслав Гаврилов, первый заместитель мэра Ярославля:

- Из того, что вижу, предлагается павильон. Человек покупает газету не в окошке, а внутри, под крышей. Можно постоять, посмотреть, выбрать то, что нужно. Это хорошо. С другой стороны, павильоны могут отпугнуть часть покупателей. Ведь если ты зашел внутрь, то вроде уже взял на себя обязательство что-то купить.

Появятся ли в Ярославле такие павильоны, зависит в первую очередь от инициативы предпринимателей. Кроме того, они должны соответствовать городским правилам благоустройства, ведь в каждом городе свои нюансы.

Я сам довольно часто читаю "Российскую газету". Больше всего внимание привлекают официальные публикации, а также материалы о международной обстановке. У меня много источников новостей, но у "РГ" есть свои преимущества - достоверность информации и компетентность мнений.

Александр Скрябин, мэр Ростова-на-Дону:

Создание медиакиосков - это интересная идея. Мы посмотрим, как этот формат себя покажет. Мы всегда изучаем лучшие муниципальные практики. Если он будет востребован, такой опыт можно будет перенять.

Что касается предпочтительной прессы, то стараюсь знакомиться с ключевыми публикациями всех ведущих федеральных и местных изданий. И, конечно, являюсь многолетним читателем "Российской газеты".

Подготовили Ирина Чечурина, Анжелика Гурская, Александр Шиханов, Николай Грищенко