В Ирбите рассказали, правда ли за два часа собрали мотоцикл "Урал", подаренный президентом РФ жителю Аляски

В Ирбите рассказали, как собирали мотоцикл "Урал", подаренный жителю Аляски
Возможно ли собрать брендовый мотоцикл за два часа - до сих пор горячо обсуждают жители небольшого уральского города Ирбита. Именно здесь находится единственный российский завод по производству отечественных мотоциклов. А народный диспут о сноровке местных мастеров возник после неожиданного подарка, сделанного от имени президента Владимира Путина жителю Анкориджа Марку Уоррену. В канун встречи на Аляске российского и американского лидеров обычному американцу презентовали современный "Урал" модели Gear UP.
Неожиданный подарок сделал Владимир Путин жителю Анкориджа Марку Уоррену: в канун встречи на Аляске российского и американского лидеров обычному американцу презентовали "Урал" модели Gear UP.
Неожиданный подарок сделал Владимир Путин жителю Анкориджа Марку Уоррену: в канун встречи на Аляске российского и американского лидеров обычному американцу презентовали "Урал" модели Gear UP. / Первый канал

Выяснилось, что житель Аляски - давний поклонник уральских железных коней, для которых не страшно бездорожье. Несколько лет назад он купил наш мотоцикл с коляской и незадолго до саммита лидеров государств просто пожаловался журналистам, что из-за санкций сложно в Америке достать запчасти. Блестящий хромом "Урал" стал, по сути, новым народным дипломатическим мостом между державами. Любопытно, что названием новой модели - Gear UP - в переводе с английского обозначает "ускоряйся".

"Машина точно собиралась на ирбитском мотоциклетном заводе. Но история о двух часах на сборы - выдумка. Все делалось тщательно, без спешки. Машину после сборки проверили по всем параметрам на стенде и отправили в дилерский центр в Москву, где он и был приобретен для подарка, и экстренно отправлен спецрейсом в Америку", - пояснила "РГ" алгоритм марш-броска уральского железного коня за океан пресс-секретарь главы администрации Ирбита Юлия Берсенева.

К легендам вокруг мотоцикла "Урал" местным не привыкать. До сих пор в гаражах большинства жителей стоит техника, которую холят и лелеют, как семейную реликвию. Ирбитский мотозавод - не просто местный бренд. Сегодня это единственный в мире производитель мотоциклов с коляской, которые собирают исключительно из железных деталей. Причем брутальный уралец пользуется спросом в десятках стран дальнего зарубежья. Америка - не исключение. Туда отправляются эксклюзивные модели. Утверждают, что прототипом Gear UP был мотоцикл с коляской, заказанный Брэдом Питом. Его стоимость сравнима с элитным внедорожником и превышает 2,5 миллиона рублей.

Фото: Светлана Добрынина/РГ

В старинном Ирбите перед предприятием красуется стела: по высокой стальной дуге, выкрашенной в цвета российского триколора, взмывает в небо настоящий чоппер "Урал-Волк". Выглядит эффектно, несмотря на то, что здание бывшей проходной завода сейчас превратилось в торгово-офисный центр. А начертанный на стеле лозунг "Через тернии к звездам" актуален как никогда. Терний в судьбе предприятия хватало: эвакуированный из Москвы и укоренившийся в Ирбите в годы Великой Отечественной завод в советские времена захватил полгорода. Ради создания единого цикла - от металлургии до сборки - даже снесли ближайшую деревню Подкорытово.

Сейчас размах не тот. Время сборочных конвейеров на заводе прошло еще в начале нулевых. В былые времена ежегодно изготавливали сотни тысяч машин, в 1980-е общий счет перевалил за три миллиона. Сейчас "Уралы" делают не огромными партиями, а штучно, в основном - по индивидуальным заказам. Все производство умещается в одном корпусе, а сборка ведется, как на корабельных верфях - на стапелях.

На предприятии работают сто человек. Причем, специалисты вахтовым методом ездят в Казахстан - там сейчас развернута дополнительная площадка мотозавода. Перенести часть производств в заграничный Петропавловск руководство предприятия решило, когда Запад ввел санкции и жестко встал вопрос: либо вовсе прекращать выпуск российских мотоциклов, либо продолжать на дружественной территории. Выбрали второе.

"Для нас Ирбит - по-прежнему материнская база. Здесь создаются основные крупные детали, собираются мотоциклы для покупателей из России и СНГ. А техника по заказам клиентов из иных стран комплектуется в Казахстане. Это облегчает логистику и расчеты", - пояснил "РГ" исполнительный директор завода Владимир Курмачев.

За последний год в зону СВО свердловчане отправили до сотни застоявшихся в гаражах мотоциклов. Фото: Светлана Добрынина/РГ

Самый крупный отечественный заказ был весной прошлого года, когда власти Свердловской области в честь юбилея региона купили двадцать "Уралов" в качестве призов для земляков, победителей местной викторины. Корреспондентам "РГ" тогда дали возможность посмотреть производство вживую. Несмотря на нынешние тернии, рабочие на заводе - опытные: буквально на глазах собрали блестящий хромированными деталями хребет "стального коня". Как тут не поверить, что могут управиться и за два часа.

Перевес иностранных покупателей - главный тренд последних десятилетий: 90 процентов "Уралов" отправляется за рубеж. Поэтому, как ни удивительно, но решение о переброске части производства за границу оптимистично восприняли даже городские власти Ирбита. Правда, жители до сих пор сожалеют о сжатии бывшего гиганта. С удовольствием гоняют на раритетных мотоциклах по городу, заглядывают в местный музей с легендарными моделями, а для туристов придумали покатушки на новых моделях.

"Мотор, конечно, ревет не так громко, как у гоночных машин, но мощь чувствуется. Двигатель работает четко, сцепление - отличное. Какой-то он родной, домашний. Вспоминаю детство, как с отцом ездили за грибами в лес", - поделился с "РГ" впечатлениями от поездки победитель ралли "Дакар" Сергей Карякин.

"От ретро ощущений, действительно, не уйти. Даже новейшие модели похожи на старые "Уралы". За что и называют легендарными. Вид тот же, но наполнение изменилось - нет ни одного узла, который бы не был доработан до идеала", - уточнил Владимир Курмачев.

Нынешний небольшой объем российских заказов эксперты объясняют несколькими причинами, главная из которых - цена. Даже средней комплектации уральский мотоцикл без привода на коляску, предназначенный для поездок по ровной местности, сейчас стоит более полутора миллионов рублей. На ту же сумму можно купить неплохую машину. Для обычных жителей небольших городков и сел, бывших в советские времена главными покупателями " Уралов", это огромные деньги.

Из поселка Атиг к бойцу с позывным "Волк" отправили байк, украшенный изображением серого хищника. Фото: Светлана Добрынина/РГ

Зато о советских "Уралах" в селах вспоминают не только для ностальгии. За последний год в зону СВО свердловчане отправили до сотни застоявшихся в гаражах мотоциклов. Техника, никогда не подводившая в переездах по лесам и полям, ценится и на линии соприкосновения. Ее конечно же приводят в боевую готовность: меняют аккумуляторы, ставят шипованные колеса, запасают набор запчастей. И даже раскрашивают именные машины. Недавно из поселка Атиг к бойцу с позывным "Волк" отправили байк, украшенный изображением серого хищника.

"Ребята пришли в восторг. За ленточкой на "Уралах" и снаряды возят, и в разведку ездят. От дронов они, конечно, не спасут, но любую грязь преодолеют и доставят по назначению, - поделилась эмоциями жительница поселка Татьяна Самочадина, - Наша техника для патриотов".

Техническая характеристика
Фото: Телеканал "Россия"
Личное

Вездеход на трех колесах

Свой мотоцикл "Урал" я приобрел случайно. Друг заразил страстью к этой технике. Практически вездеход на трех колесах. Каково это - с ветерком да полям, да вдоль речки проехаться на таком звере, там, где не на всякой легковушке проберешься.

Я не стремился найти себе прямо совсем рарирет. С ним и проблем больше, и в утилитарных целях не сильно используешь. Ведь не для выставочных целей приобретал, а чтобы на рыбалку ездить. Поэтому выбор пал на ИМЗ8.103-10. Мне достался агрегат 1989 года выпуска. Именно на этой модели впервые появился задний ход. Это меня особенно поражало. Представляете, заталкивать 300 кг живого веса в гараж?! А тут включил задний ход и без проблем въехал.

Вообще, человеку, привыкшему чуть что отгонять машины в сервис, "Урал" будет не очень комфортным приобретением. Сразу вспоминаются заседания в гаражах, когда были только "Волги", "копейки", а потом "шестерки" и "пятерки". Смена масла вручную, прокачка тормозов, выставления угла зажигания, регулировка холостого хода… Кстати, напомним, что на "Урале" два карбюратора. И регулировать холостой ход надо на обоих. А еще есть такая проблема, как отсутствие водяного охлаждения двигателя. В результате при работе на высоких оборотах и на низких скоростях он перегревается.

Есть особенности с управлением с коляской. Ведь по сути это техника габаритами с маленький автомобиль, но на трех колесах. И в отличие от обычного мотоцикла переносом веса тела в ту или иную сторону траекторию движения не поправишь. Довольно высок риск опрокидывания при повороте вправо. Так что всегда надо внимательно контролировать скорость движения. Тот самый мой друг, который меня и заразил страстью к "Уралам", не учел этого нюанса и перевернулся. Он был в шортах. В итоге получил серьезный ожог на ноге. Но, как говорится, препятствия только усиливают страсть. За этой техникой хочется постоянно ухаживать, как за женщиной. Лишний раз что-нибудь отрегулировать, лишний раз помыть, сменить аккумулятор, отполировать фару…

Примечательно, что есть множество вариантов усовершенствовать систему. Да, это стоит денег, но не сильно больших. И почему-то не хочется. Возможно, действительно такой ручной возней со своим транспортом устанавливается некий контакт. Ты ему заботой, он тебе поездкой без проблем.

Владимир Баршев