
Ничего сравнимого с этим событием еще не происходило, считает директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова. А президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин добавляет: решение, принятое собственниками Качканарского ГОКа и Нижнетагильского меткомбината в ответ на предложение врио свердловского губернатора Дениса Паслера, восстанавливает справедливость по отношению к уральцам. До сих пор жители Свердловской области, где концентрация промышленности в 4,5 раза выше, чем в других промышленных регионах страны, с обидой взирали на то, как налоговые сливки с плодов их труда снимала столица.
Может ли Свердловская область рассчитывать на то, что примеру металлургов последуют и другие промышленные корпорации?
Андрей Беседин вспоминает, что первые попытки договориться с холдингом предпринимались еще 20 лет назад, но тогда дальше деклараций дело не пошло и сформировалось представление, что это в принципе невозможно. Десять лет спустя, рассказывает Юлия Лаврикова, областные власти вели переговоры с корпорацией "Уралвагонзавод", которая, имея производственную базу в Нижнем Тагиле, в тот момент была "прописана" в Санкт-Петербурге. Получили даже принципиальное согласие на ее перерегистрацию на малой родине, но в итоге оборонный гигант, спасаясь от банкротства, вошел в состав ГК "Ростех".
Надо отметить, что некоторые крупные компании эмигрировали с Урала не юридически, а физически. Например, закрытие в 2021 году Екатеринбургского городского молочного завода и перенос производства в Санкт-Петербург и Кемерово, что собственники объясняли ограниченностью дальнейшего развития из-за местоположения предприятия в центральной части города. Теперь на месте молзавода возводится многоэтажный жилой комплекс.
Остальные растиражированные СМИ истории отказа от деятельности на территории Свердловской области оказались на поверку вовсе не фатальными. Ирбитский мотозавод перенес в казахстанский Петропавловск только крупноузловую сборку экспортных мотоциклов - исключительно из-за санкционного давления. Уралтрансмаш, несмотря на максимальную загрузку гособоронзаказом, от трамвайного производства не отказался. А головной офис сети косметических магазинов "Золотое яблоко", вопреки сведениям о переезде в Москву, по-прежнему находится в столице Урала: "Именно Екатеринбург остается центром управления и бизнес-процессов. Открытие единой московской штаб-квартиры мы рассматриваем как возможность объединить столичные подразделения и создать резерв для будущего роста", - пояснили в пресс-службе компании.
Есть и другие примеры - перенос реального производства на Средний Урал. Чуть больше года назад группа компаний "Пенетрон" сообщила, что переводит из германского Эссена в Подмосковье и Екатеринбург мощности по изготовлению клеев, инъекционных смол, гидроизоляционных лент, - в совокупности 20 процентов общего объема производства. В качестве причин называли "зеленую" политику властей Германии и низкий курс рубля.
- Планы реализованы практически полностью, - поведал "РГ" президент группы Игорь Черноголов. - Всю линейку полиуретановых смол и клеевых составов производим в России. Поскольку процесс шел не одномоментно, а поэтапно, особо травматических последствий для бизнеса не было. Да, затраты в период переноса несколько выросли, зато сейчас минимизированы издержки, связанные с доставкой готового продукта на склады и в распределительные центры. Пока не удалось заместить производство гидроизоляционных лент с уникальными техническими характеристиками: аналогов среди российских материалов нет. Но работу по локализации мы продолжаем.
И все-таки физический перенос производств предполагает колоссальные затраты, которые будут очень долго окупаться, поэтому таких историй немного, замечает Андрей Беседин. Эксперты подчеркивают: в подавляющем большинстве случаев речь идет не о переносе производств, а о расширении уже действующих предприятий и создании новых.
Детали "сделки века" в ЕВРАЗе не раскрывают. Но отмечают, что новое ПАО "будет зарегистрировано в Нижнем Тагиле с учетом комфортного инвестиционного климата Свердловской области". Действительно, в этом году регион вошел в десятку субъектов РФ, лидирующих по качеству инвестклимата (рейтинг подготовлен Агентством стратегических инициатив), и в четверку - по эффективности мер поддержки экспортеров.
- Для крупных компаний, нацеленных на мировой рынок, это действительно очень важно. В перечне мер, которые региональная власть применяет для улучшения инвестиционного климата, - предоставление налоговых льгот и вычетов на модернизацию по налогам на прибыль и имущество, а также поддержка в создании инвестиционных площадок - особых экономических зон, территорий опережающего развития, индустриальных и технопарков, - комментирует рейтинг Юлия Лаврикова. - Добавим к этому такие преимущества, как выгодное географическое расположение Свердловской области, разнообразные и доступные сырьевые ресурсы, развитая логистическая система, исторически сложившаяся система подготовки кадров.
Екатеринбург - один из крупнейших российских центров предпринимательства с соответствующей инфраструктурой, а также центр образования, науки, культуры, спорта. Город современен и презентабелен, а жить в нем, бесспорно, дешевле, чем в столицах.
- Поэтому нельзя исключать того, что в Свердловской области перерегистрируются и другие частные компании, в первую очередь те, что уже работают в регионе, но имеют нездешнюю прописку. Трубная металлургическая компания представлена на Среднем Урале четырьмя предприятиями, трубопрокатный завод есть у нее и в Челябинске. У РУСАЛа в Свердловской области сырьевая база, два алюминиевых завода и запущенный буквально в июле завод по производству таблетированных лигатур. Уральский хаб компании "Полиметалл" составляют два предприятия в Краснотурьинске, - рассуждает руководитель проектов Аналитического центра "Эксперт" Ирина Тетерева.
Мнение аналитика подкрепляет решение властей: исполняя прошлогодние поручения президента, российское правительство определилось с параметрами отбора 170 государственных корпораций, компаний с госучастием и их дочерних структур для переезда из Москвы в регионы - он планируется с 2030 года.
- С нашим регионом тесно связаны две крупнейшие госкорпорации - "Росатом" и "Ростех". У нас в области расположены их многочисленные филиалы и дочерние предприятия - например, Уральский электрохимический комбинат и тот же Уралтрансмаш, которые зарегистрированы в Свердловской области, - перечисляет Юлия Лаврикова. По ее мнению, вероятность перерегистрации самих госкорпораций на Среднем Урале теоретически существует, но не слишком высока.
Андрей Беседин полагает, что гипотетически в числе таковых могут оказаться не только упомянутые выше компании, но и РЖД и "Россети", а из негосударственных вертикально интегрированных корпораций - "Русагро".
Но, если компании федерального масштаба и потянутся на свердловскую почву, это, предупреждает Юлия Лаврикова, принесет не только плюсы в виде роста делового строительства и дальнейшего развития инфраструктуры. Обратной стороной медали может стать удорожание покупки и аренды офисных помещений.
Директор Школы экономики и менеджмента Института экономики и управления УрФУ Ирина Тургель, приветствуя идею и практику приближения головных офисов компаний к их региональным производственным площадкам, в свою очередь, видит риски для "приезжего" бизнеса в возможном увеличении длительности согласовательных процедур внутри компании и с ее контрагентами и в недостатке опытных сотрудников и офисных площадей.
- Предстоит оптимизировать расстояния и взаимодействие, чтобы логистика была удобной, не разрастались бюрократические процедуры и было качественным кадровое наполнение, - резюмирует она.
Денис Папилин, президент ассоциации "Уральский кластер "Малая энергетика и энергомашиностроение":
- В Свердловской области действительно много инструментов поддержки, которые способствуют приходу инвесторов: налоговые льготы, субсидии, цифровая карта инвестиционных проектов и так далее. В целом инвестиционный климат в области становится комфортнее. И, как бы по нам ни били западные санкции, следует признать, что они заставили взбодриться и действовать и бизнес-сообщество, и органы власти.
Чего не хватает? Прежде всего производственных и офисных помещений. Нехватка, естественно, сказывается на их цене и стоимости аренды. Нужно как можно больше индустриальных и технопарков - за это производственный бизнес скажет спасибо, потому что зачастую он не может позволить себе развернуть большие стройки с долгими процедурами согласования. Если бы земля с подведенными коммуникациями и готовыми производственными площадями продавалась по приемлемым ценам, да еще и с привлечением льготных кредитов, это было бы огромным шагом в нашем развитии. Производственная ипотека в связи с высокой ключевой ставкой пока по карману немногим.