Моцарт завидовал, Бетховен учился: 18 августа исполняется 275 лет со дня рождения Антонио Сальери

18 августа исполняется 275 лет со дня рождения Антонио Сальери
Вот человек, чья посмертная слава на протяжении уже более двух веков опорочена сплетней, не имевшей под собой никаких оснований, а тем более доказательств. Опорочена так, что имя его стало нарицательным в самом отвратительном смысле - мрачный завистник, убийца гения. Одним словом - злодей! А гений и злодейство, как учит нас Пушкин как раз на его примере, "две вещи несовместные".
Моцарт и Сальери". Рисунок Михаила Врубеля, 1884.

275 лет назад, 18 августа 1750 года, родился австрийский композитор итальянского происхождения Антонио Сальери. Двести лет назад, в мае 1825 года, он ушел из жизни, прожив таким образом почти 75 лет, что по меркам 18-19 веков считалось долголетием.

Он родился в городке Леньяго Венецианской республики в многодетной семье богатого торговца колбасами и ветчиной, не имевшего никакой склонности к музыке. Тем не менее, старшего сына Франческо отдал учиться игре на скрипке у знаменитого итальянского виртуоза Джузеппе Тартини. Затем старший брат стал музыкальным наставником младшего Антонио, а игре на органе тот обучался в местном католическом соборе.

Фото: Антонио Сальери. Портрет работы Джозефа Мелера, 1815.

В возрасте двенадцати лет Антонио потерял мать, а через год разорился и умер отец. Мальчика взяли на воспитание друзья отца из знатной венецианской семьи, где на него обратил внимание придворный композитор австрийского императора Иосифа II Флориан Гассман. Возвращаясь в Вену, он взял музыкально одаренного шестнадцатилетнего юношу с собой и сделал своим ассистентом. В Вене к Сальери приходит первый успех в качестве автора комических опер "Образованные женщины", "Венецианская ярмарка" и "Трактирщица" (по пьесе Карло Гольдони), а его ранняя музыкальная драма "Освобожденный Иерусалим" на основе поэмы Торквато Тассо была поставлена даже в далеком Петербурге.

К нему благоволит австрийский император. После кончины Гассмана в двадцать четыре года Сальери получает пост придворного композитора, а в тридцать пять лет становится придворным капельмейстером - высший музыкальный чин при дворе. Его музыка невероятно популярна среди австрийской публики и постепенно завоевывает Европу. Среди его учеников - Людвиг Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист. С ним дружит Бомарше, к нему расположен Наполеон Бонапарт, включивший его в члены Французской академии, а вернувшиеся после поражения Наполеона Бурбоны награждают его орденом Почетного легиона.

Можно без преувеличения сказать, что к началу XIX века Сальери был самым знаменитым и востребованным австрийским композитором, а Вена была законодательницей музыкальной моды, оспаривая это право разве что с итальянцами, к которым Антонио по своему происхождению принадлежал. Биографы предполагают, что, возможно, именно ревность австрийцев к итальянцам и стала одной из причин сплетни о зависти Сальери к молодому вундеркинду Амадею Моцарту.

Однако никаких причин для зависти к Моцарту у Сальери быть не могло. Он был куда более успешен как композитор, а его положение при дворе было несравнимо с положением Моцарта, который не смог удостоиться даже звания второго придворного композитора. Важная деталь: смерть Моцарта мало кто заметил. Его похоронили по третьему разряду в общей могиле, как обычного музыканта - мало почетное занятие, с точки зрения аристократов. За гробом Сальери шел весь персонал императорской капеллы, все венские музыканты и композиторы и целая толпа поклонников. Кенотаф Моцарта на предположительном месте его захоронения находится на скромном кладбище Святого Марка. Прах Сальери в 1874 году был перезахоронен на Центральном кладбище Вены. Ему и после смерти завидовать Моцарту не было причин.

Причин для зависти к Моцарту у Сальери быть не могло. Он был куда более успешен как композитор

Зато у Моцарта были вполне веские причины если не завидовать, то ревновать к успехам Сальери. В письмах к родным он не раз жаловался на это. В музыкальных состязаниях, которые любил устраивать среди своих музыкантов император Иосиф, Моцарт тоже обычно терпел поражения.

Так что если говорить о возможной зависти Сальери к Моцарту, то речь может идти только о причинах глубоко внутренних и, так сказать, метафизических. Это ревность успешной трудолюбивой бездарности к гениальному неудачнику и разгильдяю. И хотя Сальери не был бездарностью, а Моцарт - разгильдяем, но именно им было суждено дать имя одному из величайших психологических и нравственных конфликтов. "Моцарт и Сальери", "моцартианство и сальеризм".

Фото: Мюррей Абрахам в роли Сальери в фильме Милоша Формана "Амадей", 1984.

Именно этот конфликт гениально изобразил Пушкин в своей "маленькой трагедии". Затем явно не без влияния Пушкина и Римского-Корсакова, создавшего на основе "Моцарта и Сальери" одноименную оперу, этот конфликт был отражен в пьесе "Амадей" британского драматурга ХХ века Питера Шеффера. Он же стал автором сценария великого фильма Милоша Формана с тем же названием, получившего целых восемь "Оскаров".

В киноленте Формана, как и в пьесе Шеффера, Сальери не убивает Моцарта. Этот миф, еще при жизни Сальери запущенный венской "желтой" прессой, при его жизни и был развенчан. Хотя не исключено, что именно он стал одной из причин попытки пожилого Сальери добровольно уйти из жизни, а затем угодить в сумасшедший дом, где он провел остаток дней. Но в фильме "Амадей" Сальери завидует Моцарту едва ли не более черной завистью, чем в пьесе Пушкина.

Когда кто-то уверенно говорит вам, что Высоцкого и Цоя выдумала "толпа", знайте: тень Сальери маячит за его спиной

Что же такое "сальеризм", если коротко? Распознать его нетрудно. Когда кто-то из мира искусства или литературы уверенно говорит вам, что Высоцкого и Цоя выдумала "толпа", а на самом деле никакими особыми талантами они не обладали, знайте: тень пушкинского и формановского Сальери маячит за его спиной. Когда кто-то убеждает вас, что Пастернак, Бродский и Солженицын получили Нобелевскую премию за здорово живешь, исключительно по политическим мотивам, знайте: Сальери подмигивает из-за его плеча. При этом еще и пафосно вздыхает: "Нет правды на земле. Но правды нет - и выше. Для меня так это ясно, как простая гамма".

Он все знает о "правде" на земле - и выше.

Несносный!