
И к тому, что там почти все другое, творческому человеку тоже привыкнуть непросто: ни в какой из Америк ведь не обратишься к случайному попутчику в поезде или автобусе, желая быть понятым и выслушанным. На Западе-то за такое могут и в полицию сдать, "за нарушение жизненного пространства". А у нас, наоборот, запросто можно найти так новых друзей, товарищей по несчастью, неожиданных помощников в беде, хотя бы соучастием или советом... И то, что утешающая поговорка "Нет худа без добра" - чисто русская, тоже тому подтверждение, как и вопрос случайного встречного: "Ты меня уважаешь?", помогающий не чувствовать себя одиноким, когда уже никому до тебя дела нет...
Звезды возвращаются обычно уже с новым опытом и знаниями. Игорь Бутман, например, учился в Музыкальном колледже Беркли. И попутно выучился в США и музыкальному менеджменту. А вернулся - и создал в Москве Академию джаза, где сам и директор, и преподает детям. Ну а Михаил Шуфутинский, попев в нью-йоркском ресторане "Атаман", вернувшись в Москву, открыл свой клуб-ресторан "Петровка, 17". Пожил на чужбине и Павел Кашин - ездил за высшим образованием в Чикаго. Но тоже вернулся - выпустил альбом на английском, который начали слушать и на Западе, внимая его душевным стихам и мелодиям - тепла ведь и им не хватает, наверное, даже больше, чем нам самим. Начал и новое дело: открыл книжный магазин "Буквоед" в Санкт-Петербурге.

А не так давно Кашин пришел по приглашению радио "Вести FM" на интервью в программу "Человек Z" и фактически объяснил, почему его больше не тянет за океан: "Я считаю, что в России очень интересно жить. Будто я смотрю большой фильм: то в одну сторону бросаемся, то в другую, а сегодня все кубики складываются в один домик..." Он сетует, что старшие сын и дочь живут в Америке, поскольку "их мама очень не хочет, чтобы они приезжали в Россию". И радуется, что младшая дочь, как и он, - в Москве...
И очень востребованный композитор, электронщик и саунд-продюсер Андрей Самсонов вернулся из Лондона. Его пригласили в Королевский музыкальный колледж, где даже платили за успехи именную стипендию королевы Елизаветы.

Он стал единственным музыкантом из стран бывшего СССР, выпустившим альбом на легендарной фирме Mute Records. Той самой, где издают свои релизы мировые легенды Depeche Mode, Ник Кейв, Laibach, Моби... И по-прежнему значится на официальном сайте Mute Records как артист этого британского рекорд-лейбла. Хотя в этом году вышел его очередной альбом Sopha в России. Где все-таки лучше и проще работать?
Об этом обозреватель "РГ" - Недели первым делом и спросил у Андрея Самсонова, творчество которого знают и уважают меломаны и на Западе, и в России.
Ваш прошлый альбом "Песни о любви и о Родине" - это песни на стихи поэтов Серебряного века. Многие звезды рока и поп-музыки - от Сергея Бобунца до Дениса Клявера - захотели записать его вместе с вами. А новый - Sopha - уже совсем иной - это светлая музыка, окрыляющая на любовь, мечты и то, что принято называть семейными ценностями. Отчего?
Андрей Самсонов: Главная тема этого диска - любовь, и он приурочен ко дню рождения нашей старшей дочери Софии, которой исполнилось 20... Поэтому он окутан нежностью и воспоминаниями, всеми теми переживаниями, которые мы проходили вместе за это время. И в итоге получился как бы "музыкальный дневник", запечатлевший моменты взросления дочери.
Наверняка вам предлагали остаться в Лондоне?
Андрей Самсонов: Мне это не было интересно, и после окончания обучения я вернулся в Россию. Первой моей работой как саунд-продюсера был альбом группы "Аквариум" - "Пси". И это был большой вызов для меня: мы записывали пластинку в Петербурге, а сводил я "Пси" уже в Лондоне. С тех пор я продюсировал более 120 альбомов российских и зарубежных исполнителей.
Любопытно, что теперь уже английские музыканты приезжали в Россию, чтобы поработать с вами...
Андрей Самсонов: Одной из самых интересных и необычных работ я бы назвал альбом "Сердце на снегу" (Heart On Snow) Марка Алмонда. В нем мы собрали записи русских романсов в дуэтах Марка Алмонда и великих звезд российской музыки. Например, на Heart On Snow попала запись с такими иконами, как Алла Баянова и Людмила Зыкина. С одной стороны, это была редкая возможность сохранить их голоса для будущих поколений в современном звучании, а с другой - познакомить с их творчеством меломанов на Западе.
Сейчас лето, как раз фестивальная пора. Какого open-air сейчас особенно не хватает в России?
Андрей Самсонов: Главное, не какого фестиваля не хватает, а как какой обобщает и сплачивает, несет добро и искусство для людей. Сейчас мы проводим два больших фестиваля на Дальнем Востоке: "Рок над Амуром" и "Арсеньев Live", художественным руководителем и автором идеи которого я как раз являюсь. В чем наша идея? Мы стараемся представить как можно ярче культуры разных народов, разных религий, разных творческих подходов. Мне кажется, это все сегодня особенно нужно. Потому что музыка и искусство - они вдохновляют людей на новые свершения, на творческие инициативы, успехи.
Кто еще вернулся с Запада:
Лена Катина из t.A.T.u., Богдан Титомир, поэт Илья Резник, певицы Любовь Успенская и Ольга Зарубина, рок-звезды Владимир Кузьмин, Дмитрий Варшавский, лидер культовой группы 80-х "Центр" Василий Шумов, трое участников группы "Парк Горького" 80-90-х: Николай Носков, Александр Маршал и Алексей Белов, диджей и певица Лика МС и гитарист Андрей Звонков, который в прошлом году покинул группу "Би-2" и снова живет в родной Москве. В начале июля вышел первый сингл его нового проекта Zoolekt - "Небо нон-стоп", представленный на концерте в столичном клубе Artsreda.