
Поначалу большую часть самолетов отправляли морем. Но в Северной Атлантике свирепствовали немецкие подлодки и авиация. Путь через Персидский залив занимал два с половиной месяца. Следовать через Тихий океан мешали японцы...
Поэтому еще осенью 1941-го союзники стали готовить безопасную авиаперегоночную трассу из Америки в СССР, почти не проходящую над морем. Почти год ушел на изыскательские работы в тайге и тундре, строительство новых и реконструкцию старых аэродромов, оснащение трассы радиомаяками и метеостанциями.
Трасса Аляска - Сибирь вошла в историю как АЛСИБ. Первые самолеты пошли по ней 7 октября 1942 года.
Самым массовым истребителем ленд-лиза стал Белл Р-39 (в СССР его называли "Аэрокоброй"). Большую часть своих воздушных побед советские ассы Г.А. Речкалов, Н.Д. Гулаев, А.И. Покрышкин и Д.Б. Глинка совершили именно на этих истребителях.
По АЛСИБу прибыла и большая часть "Бостонов". Так полуофициально в СССР называли Дугласы А-20, которые в 1944 году составляли до 25 процентов бомбардировщиков фронтовой авиации. Служили они и разведчиками, а на флоте - торпедоносцами.
По этой же трассе поступали к нам и бомбардировщики В-25, которые были очень просты в пилотировании, чем очень нравились летчикам. Эти самолеты использовались в авиации дальнего действия - для дальних ночных рейдов.