В Русском музее можно заглянуть в пучину вод на выставке маринистов

Более 120 необыкновенных произведений живописи и скульптуры из собственной коллекции представил Русский музей в Корпусе Бенуа на выставке с красноречивым названием "О море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII-XX веков". Генеральный директор Русского музея Алла Манилова рассказала, как возникла идея выставки: "Окунувшись в фонды маринистов, которые сосредоточены в собрании нашего музея, мы сами изумились тому, сколько художников писали о море, и поняли, что тема маринистики для Петербурга такое же безбрежное море, как образ, который лег в основу этой выставки".
Как русская литература "вышла из гоголевской "Шинели", так маринисты родились из морской пены Айвазовского.
Как русская литература "вышла из гоголевской "Шинели", так маринисты родились из морской пены Айвазовского. / Сергей Николаев

В название вынесена строка из песни Муслима Магомаева на стихи Геннадия Козловского "Синяя вечность". И открывает выставку бездна вечности в исполнении самого известного автора морских пейзажей Ивана Айвазовского "Девятый вал". Здесь говорят: как русская литература "вышла из гоголевской "Шинели", так русские маринисты родились из морской пены Айвазовского. Несмотря на то что это полотно представлено в постоянной экспозиции, возле него всегда можно увидеть "первую волну": посетители вглядываются в полотно, фотографируются, читают представленные рядом высказывания о картине знаменитостей.

Вот, скажем, автор "Алисы в стране чудес" Льюис Кэрролл, побывавший в России в 1867 году, был потрясен: "Девятый вал" - самая поразительная из всех русских картин… Я видел, как этот эффект пытались воспроизвести, но никому не удавалось это сделать с таким совершенством". Слова писателя здесь белыми буквами на бирюзовой стене. Как белая пена вскипает на гребне бирюзовой волны - так впечатление сильнее слова.

Тема маринистики для Петербурга - безбрежное море

А в следующем зале уже ждут импрессионисты. Внимание приковывают здесь пейзажи Константина Коровина. Серия декоративных панно была выполнена им в соавторстве с Николаем Клодтом для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В коллекции музея хранится 31 панно. Но сейчас представлены только два. Кураторам хотелось уместить все разнообразие маринистской живописи.

Алексей Боголюбов был профессиональным моряком, служил адъютантом у вице-адмирала Александра Дурасова, но посвятил себя морю как живописец. Искусствоведы отмечают: Айвазовский посоветовал ему не столько подражать, сколько импровизировать и отдаваться впечатлению, "ибо свежее этого ничего нельзя воспроизвести". И Боголюбов смог найти свою манеру. Свет на его полотнах - особенный. Но Боголюбов не романтик, а документалист, и на его картинах - будни российского флота, от морских сражений до военных парадов.

На выставке есть и другие живописцы - профессиональные моряки. Вот Александр Беггров - он в составе экипажа фрегата "Александр Невский" даже пережил кораблекрушение. Здесь и Николай Гриценко, и Владимир Шульман - в позапрошлом веке рисование считалось важной частью образования морских офицеров наряду с точными науками. А вот художники Константин Круговихин, Александр Дорогов и Лев Лагорио на флоте не служили, но при этом расширили границы жанра новыми темами, мотивами и приемами.

В следующем зале зрителя встречают пристальные взгляды - со всех сторон портреты моряков и рыбаков. Писали их художники всех направлений и времен, так что за каждым из героев тут свои эпохи. Бронзовый "Матрос" Константина Симуна - из 1960-х. Праздник жизни из середины 1930-х - у "Работниц на подшефном корабле Балтфлота" Виталия Тихова. Рядом на картине Федора Богородского "Снимаются у фотографа" - классическая композиция эпохи зарождения фотографии: он сидит, она стоит, опираясь на его плечо. Искусствоведы Русского музея подозревают, что "в облике матроса" есть "черты автопортрета": Богородский действительно служил на флоте и даже подписывал свои статьи об искусстве "Матрос Богородский". Картина, кстати, написана в 1932 году - за два года до того американский художник Грант Вуд создал свою знаменитую "Американскую готику". Видел ее Богородский или нет, трудно сказать, но ассоциации почему-то возникают.

В общем, как море не бывает одинаковым, так и его отражение в искусстве. К морской тематике кураторы выставки отнесли и натюрморт Петра Кончаловского "Балаклава. Окно", и "Дети и море" Валерия Ватенина, и керамический "Воздух моря" Бориса Михайлова с развевающейся белой майкой, и даже "Петра I и Витуса Беринга", отлитых из меди Александром Семыниным в 1985 году.

Замыкает выставку вновь Айвазовский - "Волной". И это неспроста. "О море, море!" продлится до конца октября. А на смену ей придет масштабная персональная выставка Ивана Айвазовского. Как обещают в Русском музее, главная выставка следующего года.

Кстати

Во всех залах экспозицию выставки "О море, море!" дополняют подлинные якоря, судовой колокол, навигационные приборы из Центрального военно-морского музея имени Петра Великого. А ограждение перед некоторыми полотнами - чтобы зрители не приближались слишком близко - имитирует корабельные битенги с натянутыми между ними канатами.