Гомельские литейщики наращивают поставки тюбингов Московскому метрополитену

В литейном цехе - при запредельных температурах от 1210 до 1340 градусов - берут старт будущие элементы конструкций.
В литейном цехе - при запредельных температурах от 1210 до 1340 градусов - берут старт будущие элементы конструкций. / Иван Яриванович
Трехсменный режим работы, дополнительный набор специалистов, ежедневная отгрузка продукции… Гомельский завод "Центролит" день ото дня добавляет в объемах производства тюбингов - тоннельных сегментов для Московского метрополитена. Новым современным станциям - надежные своды...

Тонны металла поступают в литейный цех завода. Здесь - при запредельных температурах от 1210 до 1340 градусов - берут старт будущие элементы конструкций, которые послужат защите тоннелей метро от давления грунта и подземных вод. Огненная лава, искры, жар… Эпичное зрелище. На выходе - исходный материал для тюбингов. Главный металлург предприятия Евгений Зюзьков знакомит с масштабами:

- Долговременный заказ на производство чугунных блоков для Московского метрополитена мы получили в апреле. Ежемесячно наращиваем объемы производства. Цех крупного литья работает в три смены. Сейчас набираем дополнительно специалистов: фрезеровщиков, сверловщиков, сборщиков, монтажников, электриков… Как минимум на ближайшие два года предстоит очень плотная работа по этому заказу. Могу сказать, что с Московским метрополитеном сотрудничаем давно. Подобные крупные поставки делали и в прежние годы. Был перерыв. Сейчас взаимодействие восстановилось. В основе производства тюбингов - классическая технология, которая значительно усовершенствована в последние годы. Она позволила повысить качественные параметры, улучшить визуал продукции и снизить ее себестоимость.

Каждый чугунный сегмент имеет свой номер. Даже через 20 лет по нему будет предоставлена полная информация

Следуем по цепочке производственного процесса. Заливка металла в формы, обрубка, обработка... Для фрезеровщика Сергея Гогонова, который на предприятии без малого 40 лет, это четвертый период работы по московскому заказу.

Столько, к слову, не меняет и свою заводскую каску. Говорит, исключительно из верности профессии. По сути, все эти годы метро российской столицы строилось и с его легкой руки, в том числе новые линии, например, в деловом районе Москва-Сити. Правда, смеется Гогонов, до сих пор ни разу не доводилось ездить в московской подземке:

- Только однажды был в Москве, когда в 80-х возвращался со срочной службы в армии из города Иваново. Немного погуляли с ребятами по столице - и на поезд в Гомель. Интересно было бы, конечно, посмотреть, как все изменилось. А за время работы на заводе тюбинги в основном делали для метрополитенов Москвы и Минска. Также чугунные блоки хорошо идут на белорусские и российские предприятия по добыче полезных ископаемых. Продукция очень востребованная. Конечно, технологии теперь другие, нежели прежде. Например, я занимаюсь фрезерной обработкой боковых сторон. И теперь это тоньше, чище. Ювелирно, я бы сказал.

Финальный вариант гомельских тюбингов, выпускаемых для метрополитена российской столицы, - в трех весовых категориях: 180, 500 и 700 килограммов. Главный металлург на понятном языке старается объяснить, как потом монтируются эти сегменты:

- Из тюбингов конструируются кольца, в нашем случае диаметром до 5,5 метра, которые затем служат каркасом для тоннелей, защищая от обрушения грунта и давления подземных вод. В каждом кольце 16 чугунных разных по размеру и весу блоков. На выходе получается многотонная конструкция, которая собирается в шахте метро. Причем монтируется по очень интересной технологии. Доводилось участвовать в сборке во время рабочей поездки в Москву. К слову, раз в месяц мы на своей заводской площадке производим контрольную сборку тюбингов, делаем такие же здоровенные кольца, чтобы проверить стыковку, все ли корректно, ничего ли не сбилось.

Из тюбингов конструируются кольца диаметром до 5,5 метра, которые затем служат каркасом для тоннелей. Фото: Иван Яриванович

Качество и надежность - главные требования. Все должно быть по ГОСТу. На каждом этапе многоуровневая проверка - от сырья до конечного продукта. Прежде чем передавать заказчику, дополнительно проводятся полные испытания… Подмечаем на боковушках тюбингов отлитые номера. Евгений Зюзиков объясняет значение набора цифр:

- Каждый чугунный сегмент имеет индивидуальный номер. Даже через 20 лет, если вдруг понадобится, мы обязаны предоставить данные по любому тюбингу. То есть иметь всю документацию с его характеристиками: прочность, твердость, кто принимал… Такие документы хранятся долгое время. К счастью, не было прецедента, чтобы они потребовались. Мы свою работу знаем, не первое десятилетие делаем.

Кстати

С 2010 года количество станций Московского метрополитена выросло более чем в 1,6 раза - с 182 до 302. Число москвичей, которые живут в пешей доступности от станций рельсового каркаса, увеличилось с 70% в 2010-м до более чем 90% в 2025-м. Активное развитие сети метрополитена продолжается. До конца этого года в Москве запланировано открытие четырех станций. Кроме того, ожидается завершение работ по обустройству "стен в грунте" на строящихся участках. Продолжится строительство веток метро, в том числе в Новой Москве.

В тему

ОАО "Центролит" выпускает более 4000 наименований литой продукции для машиностроения, нефтегазовой, металлургической отраслей, строительства шахт и метрополитенов. Мощности позволяют изготавливать изделия весом от 500 граммов до 18 тонн из серого чугуна и до 12 тонн из высокопрочного чугуна. Сейчас 45 процентов продукции поставляется в Россию, 55 остается на белорусском рынке.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться