Татьяна Мерзлякова просит прекратить снос киосков с газетами в Екатеринбурге

С улиц Екатеринбурга массово исчезают киоски печати. Сеть распространения газет и журналов уже сократили почти вполовину, и создается впечатление, что готовы вовсе ликвидировать. Причем все делается по распоряжению городских властей. Доводов в мэрии приводят множество: от террористической опасности, которую могут нести павильоны со СМИ, до их несовременного дизайна.
Один из немногих сохранившихся киосков прессы в Екатеринбурге.
Возможно, завтра его уже не будет.
Один из немногих сохранившихся киосков прессы в Екатеринбурге. Возможно, завтра его уже не будет. / Татьяна Андреева

Снос нестационарных уличных объектов проводят обычно в безлюдное время: поднимают строения краном и увозят в неизвестном направлении. Так однажды утром я обнаружила исчезновение в большом районе сразу трех павильонов с газетами, которые исторически, с момента застройки, служили людям. При этом все "шаурмячные" и "лавашные" остались целы.

- И кому они помешали? - недоумевают в соцсетях екатеринбуржцы. Инициативная группа горожан собрала уже 6 тысяч подписей под обращением к властям с просьбой прекратить уничтожать газетные киоски.

Горожане собрали уже 6 тысяч подписей под обращением к властям с просьбой прекратить уничтожать газетные киоски

Вмешаться лично в ситуацию со сносом киосков печати попросила мэра Екатеринбурга Алексея Орлова уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.

- Екатеринбург всегда был интеллигентным городом, и лишить его этого статуса было бы крайне необдуманно. Многие наши жители начинают утро с чтения газет: я и сама так делаю, когда позволяет время. А массовый снос киосков отнимет у людей эту небольшую, но очень важную радость, - считает Татьяна Мерзлякова.

Как свидетельствуют данные Минцифры России, в Екатеринбурге и Свердловской области сложилась критическая ситуация с торговлей печатными изданиями. Еще два года назад на Среднем Урале было 470 киосков прессы, но прошлогодний мониторинг зафиксировал исчезновение более сотни уличных объектов, где жители могли приобрести газету. Это худший в России результат. Один из самых читающих регионов страны во всероссийском рейтинге обеспеченности киосками прессы скатился с 18-го на 66-е место.

Конечно, цифровизация продвигается, но значительная часть людей хочет читать печатную прессу: им нужны не только новости, но и аналитика. Получается, что этой возможности людей, не владеющих гаджетами, лишают осознанно.

- То, что сейчас происходит, противоречит федеральному тренду в информационной политике. В конце прошлого года принято решение об установке нормативов по численности киосков прессы на 1000 человек населения городов. В декабре 2024 года внесены изменения в федеральный закон о почте, в котором сказано, что печатные издания являются социально значимым товаром. Это показывает, что на федеральном уровне понимают значимость печатной прессы для населения, а на муниципальном, видимо, нет, - убежден директор филиала "Российской газеты" в Екатеринбурге Сергей Салыгин.

Екатеринбург - не первый город в стране, где местные власти решили избавиться от уличных торговых сетей по распространению СМИ. Делается это под соусом того, что размещение киосков не соответствует правилам благоустройства муниципалитета, правилам безопасности, когда где-то под ними идут коммуникации ЖКХ, либо не соответствуют требованиям ГИБДД и т.д.

На самом деле все подобные доводы - отговорка. При желании киоск можно отодвинуть на полметра, договориться о приведении в порядок внешнего вида. Но на местах используют все формальные предлоги для сноса, не желая искать компромисса.

А компромисс возможен. К примеру, в Москве снесли разномастные уличные павильоны, но взамен построили малые формы торговли в едином стиле. Муниципалитет сдает площади в аренду распространителями печатной продукции, сохраняя тем самым и доступность прессы, и доходную часть бюджета.