Как правильно уступить дорогу спецтранспорту? Вступили в силу поправки в Правила дорожного движения

В ПДД прописали действия для водителей, когда к ним приближается спецтранспорт
Уступать дорогу машинам скорой помощи, полиции и пожарным, а также другому спецтранспорту теперь придется по-новому. В Правилах дорожного движения теперь четко прописаны действия, которые должен совершить водитель, когда к нему приближается автомобиль с включенными спецсигналами. Поправки вступили в силу 26 июля. В них также установлены требования к детским удерживающим устройствам. А еще Совет Федерации утвердил повышенные наказания за то, что водитель не уступил дорогу спецтранспорту.
Эти машины даже опережать нельзя. Держитесь от них как можно дальше.
Эти машины даже опережать нельзя. Держитесь от них как можно дальше. / РИА Новости

Уступать дорогу транспорту с включенными мигалками, а также сиреной водители обязаны. Теперь в правилах прописано, как это сделать правильно. А именно - необходимо уступить дорогу или освободить полосу проезжей части путем перестроения. Или выполнить другой маневр, предусмотренный правилами, чтобы освободить дорогу. Но какой маневр - не уточняется. Отчего возникают вопросы.

Например, что делать, если для того, чтобы уступить дорогу скорой, уйдя в соседний ряд, надо пересечь сплошную линию? Ведь правилами это запрещено. Или же для того, чтобы освободить проезд, водителю требуется пересечь стоп-линию. Это тоже запрещено. А на дорогах с одной полосой для движения, чтобы пропустить машину со спецсигналом, потребуется съехать на обочину. А что делать, если обочины нет? Есть у нас и такие дороги.

И за все это предусмотрены штрафы. В общем, даже после столь подробных объяснений многое остается неясным.

Напомним, что ранее в правилах разъяснялось, что водитель, для того чтобы уступить дорогу, не должен был менять скорость, совершать маневры, то есть перестраиваться. В общем, ему оставалось только одно: двигаться в своей полосе. А уж водитель "скорой" или полиции должен был сам выбирать варианты объезда. С новыми поправками все изменилось. Теперь четко прописано, кто и что должен сделать, чтобы уступить дорогу.

Кроме того, что прописаны конкретные действия для того, чтобы уступить дорогу, также прописаны и другие условия. Например, теперь водителям запрещается опережать автомобиль с включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом и сопровождаемое им транспортное средство, нельзя "двигаться в непосредственной близости от них по соседним полосам (рядам) движения с их скоростью движения".

Кстати, синие и красные мигалки устанавливаются на машины Госавтоинспекции, ВАИ, а также ФСО. Дело в том, что красная мигалка одновременно с синей показывает, что машина обеспечивает сопровождение других машин.

Напомним, что обгон - это выезд на встречную полосу. А опережение - это когда вы двигаетесь по своей полосе быстрее соседнего авто.

Примечательно, что автомобили с включенной только синей мигалкой обгонять также нельзя, но опережать можно.

Автомобили с включенной синей мигалкой обгонять нельзя, но опережать можно. А с включенными красной и синей мигалками даже опережать нельзя

Зачем такие поправки потребовались? Как говорилось в пояснительной записке к документу, "в стране ежегодно фиксируется более 100 тысяч случаев непредоставления преимущественного проезда спецтранспорту. Из них около 60% приходится на машины "скорой помощи", 30% - на пожарные и 10% - на полицейские автомобили. Более всего таких случаев происходит в Москве и Подмосковье".

Также в новых поправках уточнены требования к обеспечению безопасности перевозки детей в автомобилях. Указано, что под детской удерживающей системой (устройством) следует понимать конструкцию, предназначенную для перевозки ребенка в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда жизни и здоровью. Из этого определения исключаются "лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы" - и по понятной причине.

Лямка, которая стягивает ремень, чтобы он проходил по плечу, в то же самое время поднимает лямку ремня, которая проходит по поясу. В итоге в случае аварии ребенок просто проскакивает под этой лямкой, врезается в переднее сиденье - и серьезные повреждения неизбежны.

Кстати, вчера Совет Федерации утвердил поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые в разы поднимают наказание за непредоставление преимущества движения автомобилям со спецсигналами. Вместо нынешних 500 рублей штраф может составить от 4,5 тысячи рублей до 7,5 тысячи рублей. А то и лишением прав на 5 месяцев. Осталось дождаться, когда президент подпишет эти поправки.