
"В советский период большое количество икон было утрачено, уничтожено и продано в другие страны. Однако простые люди продолжали хранить их дома и молиться. Такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация вызывала желание больше узнать о религии и искусстве русских людей. И именно поэтому я начала писать иконы", - говорит Хироко Кодзуки.
Сама художница выросла в культуре, где традиционными религиями являются буддизм и синтоизм, которые сосуществуют в Японии на протяжении долгого времени. Тем не менее, в православных храмах она ощущает безмятежность, одухотворенность и величие. По словам госпожи Кодзуки, "икона - предмет ее вдохновения и путь к достижению счастья".

"Ее произведения становятся мостом между Востоком и Западом, воплощая универсальный язык духовного поиска", - подчеркивают в музее-заповеднике.
По словам кураторов выставки, они создают фокус на сопоставлении работ Хироко Кодзуки с иконами XVII-XIX веков. Этот прием демонстрирует, как традиционное искусство преодолевает границы времени, географии и вероисповедания.
"Произведения Хироко Кодзуки и древние русские иконы свидетельствуют о том, что духовное наследие не замыкается в рамках одной эпохи или культуры. Это встреча двух миров, где уважение к канону становится основой взаимного обогащения, а красота и гармония являются частью кода человеческого единства", - рассказывают устроители выставки.

Некоторые работы Хироко Кодзуки выполнены по византийским иконописным образцам. Например, икона "Благовещение" 2016 года - список с двусторонней иконы XIV века "Богоматерь Психосотрия; Благовещение". Это памятник искусства Палеологовского ренессанса, подаренный императором Андроником II кафедральному собору Охриды. Данный пример напоминает о Византии - истоке христианства и иконопочитания для Руси, - а также подчеркивает, что духовный мир, заключенный в иконе, находит отклик у людей в разные времена.
Выставка "Сокровища Божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки" откроется 25 июля.
Кстати
Музей-заповедник и Японию связывают долгие отношения. Осенью 1975 года в Музее искусств Сантори, расположенном в Токио, Коломенское и Загорский музей-заповедник (сейчас - Сергиево-Посадский музей-заповедник) на совместной выставке показывали русскую иконопись и предметы декоративно-прикладного искусства XVI - начала XX веков.