


В 1951 году при вскрытии захоронения героев неподалеку от места огненного тарана у дороги Радошковичи - Минск в нем обнаружили останки капитана Александра Маслова - летчика-однополчанина Николая Гастелло. Возникли разные версии произошедшего, вопросы, на которые нужно было найти ответы. И вот недавно, спустя много лет, поисковики точно установили место, где совершил подвиг капитан Гастелло со своим экипажем и где захоронены героические летчики. Новые факты убедительно говорят о том, что 26 июня 1941-го в районе одной и той же автомобильной трассы наши пилоты совершили два (!) смертельных тарана вражеских колонн…
Еще в 2006 году служащие поискового батальона № 52 Министерства обороны Беларуси в окрестностях деревень Мацки и Мерковичи Логойского района нашли останки бомбардировщика ДБ-3Ф. А позже энтузиасты из группы "Авиапоиск-Борисов", проведя повторные раскопки, обнаружили детали с номерами двигателей и планера самолета. После длительных поисков в архивах, сопоставления документов и свидетельских показаний пришли к выводу: именно здесь Николай Гастелло и его экипаж совершили потрясающий по жертвенности подвиг.
- Такой самолет прибыл в полк за четыре дня до войны, - поясняет руководитель группы "Авиапоиск-Борисов" Владимир Балашов. - И он же был в числе двух потерянных этой авиачастью 26 июня.
Один из самолетов, как теперь известно, пилотировал капитан Александр Маслов. Следовательно, самолет, совершивший таран в районе деревень Мацки и Мерковичи, вел Николай Гастелло.

Традиционно считалось, что на дороге Минск - Радошковичи штурмовали вражескую колонну три экипажа: капитанов Н. Гастелло, А. Маслова и старшего лейтенанта Ф. Воробьева. Однако белорусские поисковики выяснили, что в действительности в тот роковой день Александр Маслов вылетел утром и героически погиб, тараня своей подбитой машиной гитлеровцев. За этот подвиг в 1996 году членам экипажа А. Маслову, В. Балашову, Б. Беиксбаеву и Г. Реутову было посмертно присвоено звание Героя России.
А пара Н. Гастелло - Ф. Воробьев вылетела позже. Противника они бомбили несколько в стороне от основной трассы, у деревень Мацки и Мерковичи. Там и разыгралась драма экипажа Николая Гастелло.
…Вместе с поисковиками продираемся сквозь лесные заросли. 85 лет назад здесь было поле, по которому шла укатанная грунтовая дорога. Первая наша остановка - у могучего дуба. По преданию, передающемуся местными жителями из поколения в поколение, на нем повис выброшенный взрывом из горящего бомбардировщика член экипажа. Немцы бросились к нему, но, свидетельствует найденная поисковиками гильза от пистолета ТТ, офицер, чтобы не попасть в плен, застрелился. Поодаль местные нашли письмо, подписанное лейтенантом Г. Скоробогатым, членом экипажа Н. Гастелло. Также энтузиасты обнаружили на месте падения самолета пряжки парашютов, значит, погиб весь экипаж. В том числе найдены детали того типа парашюта, который выдавался только пилоту. Николай Гастелло крепко держал штурвал до самого конца…
- Траектория разброса осколков показывает, что самолет планировал, как при посадке, чтобы нанести наибольший урон вражеской колонне, - комментирует Владимир Балашов. - Можно ли было спастись? Теоретически был шанс. Но приказ требовал во что бы то ни стало уничтожить врага, и экипаж его выполнил.
Немецкие документы также подтверждают, что 26 июня на колонну 7-й танковой дивизии в районе деревень Мацки и Мерковичи упал советский самолет. Потери были значительными: 29 убитых, более сотни раненых, множество разбитой вражеской техники… Местные жители тайком от немцев захоронили останки героев на месте падения, а после войны перезахоронили в деревне Беларучи рядом с могилами героев-партизан.
Почтить память легендарных летчиков приехали потомки Николая Гастелло.
- Меня нередко спрашивают, не родственница ли я летчика Николая Гастелло, - рассказывает москвичка Елена Гастелло, вместе с дочерью Анастасией пришедшая к месту падения самолета. - И всегда за этим интересом стоит уважение к его подвигу. В память о нем решила фамилию не менять. Очень трогательно, что наконец найдена могила родного человека, где можно поскорбеть о гибели его и боевых товарищей.
Растроганы и белорусские родственники командира экипажа минчане Михаил Гостело и его дочь Ольга. Как известно, отец легендарного летчика родился на западе тогдашней Белоруссии, в поисках работы переехал в Россию, где и родился Николай Францевич.
- Помню дом, где жили наши общие предки, - делится эмоциями Михаил. - Подвиг Николая Гастелло стал для меня своего рода путеводной звездой. Он пожертвовал жизнью ради Родины, что подтолкнуло меня связать судьбу с защитой интересов государства.
Пока на могиле членов героического экипажа нет имен. Еще предстоит придать ей статус воинского захоронения и нанести на обелиск имена героев.
- Главное, самолет, на котором летел экипаж - капитан Н. Ф. Гастелло, лейтенанты А. А. Бурденюк и Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин, место их героической гибели - установлены, - считает заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, науке и культуре Палаты представителей Национального собрания Беларуси, член координационного совета ОО "Защита исторической памяти и правды о Великой Отечественной войне", известный ученый-историк Вячеслав Данилович.

