Как в Москве простились с кинорежиссером Юрием Карой

На прощание с режиссером Юрием Карой пришли коллеги, ученики и родственники
Перед зданием для прощаний Центральной клинической больницы не многолюдно. Это можно было предположить - режиссер в последние годы редко появлялся в новостных сводках, редко давал комментарии, и о том, чем Кара в последние годы был занят, информации в публичном пространстве было немного. Появилось, впрочем, несколько интервью, в которых Кара комментировал работу коллег, отважившихся снять фильм "Мастер и Маргарита". По далеким от творческих причинам экранизация бессмертного произведения Булгакова пришла к зрителю непоправимо поздно.
Алексендр Корольков/РГ

На прощание пришли коллеги, ученики, родственники дальние и близкие. И мало кинозвезд - хотя поблагодарить режиссера за выдачу путевки в жизнь было кому.

Пришедшие говорили о нем не как о закатившейся звезде, а как об учителе и человеке. В том числе - родном человеке.

"Юра из всей нашей фамилии был впереди всех, всегда был маяком, - сказал Геннадий Кара, троюродный племянник режиссера. - Мы на него равнялись. Ему можно и нужно было подражать, как человеку, не боявшемуся браться за дело и бороться за него. Мы боимся, что не выйдет - а Юрий не боялся ставить перед собой цели. Да, случалось, болезненно проигрывал, но чаще побеждал".

"Он терпеть не мог компромиссов. Живи только по своему внутреннему камертону - учил нас Юрий Викторович. Иначе ты принижаешь свою профессию. Твое видение - это самое главное", - вспоминал своего мастера Александр Исаков, учившийся у Кары во ВГИКе.

Знакомые Юрия Кары отмечали, что его карьера началась с травм не только душевных. Так, еще на съемках своей курсовой короткометражки "Двое на скамейке" студент Кара упал со скайлифта (с крана, который используют для съемки ночных сцен) с шести метров и после этого полгода лежал в больнице.

Друг, учитель, художник, проложивший новые пути, - эти слова на прощании звучали не раз. Вспоминали и дипломный фильм "Завтра была война", первый о людях, проживших и переживших 37-й - картину купили тогда десятки стран. И "Воров в законе" - фильм, дававший рекордные сборы и тем самым, по словам режиссера-документалиста Акима Салбиева, "кормившего" студию имени Горького, в то время находившуюся в бедственном положении.

Из-за недостатка средств и, кажется, конфликта с Российским космическим агентством в самом конце 90-х рухнул другой пионерский замысел Кары: экранизация "Тавро Кассандры" Чингиза Айтматова с Владимиром Стекловым в космосе. Стеклов, как и Юлия Пересильд, успешно прошел предполетную подготовку, но тогда не срослось…

Юрий Кара снял 10 фильмов и еще оставил нереализованными десятки сценариев - "Идиота", "Тараса Бульбу", "Пикник на обочине" Стругацких. Но, по его словам, был счастлив, что снял то, что снял.

"Его уход - это горе для всех, кто знал Юру, - заметил кинокритик Давид Шнейдеров. - Для меня его уход - это как обрыв какой-то струны. Мы с Юрием были знакомы много лет. Еще, наверное, со времен его первого прогремевшего фильма "Завтра была война". Картина была сделана с какой-то душой, с какой-то ответственностью, с какой-то милостью. Юра не кичился своими званиями, он был добрым человеком, человеком, умеющим слушать. Он умел выслушивать чужие аргументы. Три его главных фильма - это "Завтра была война", "Воры в законе" и "Мастер и Маргарита". "Мастер и Маргарита" для меня это абсолютно лучший актерский состав. Гафт, Бурляев, Ульянов. Блистательный Сергей Гармаш, которого открыл Кара. Последние годы он реализовывал себя в своих студентах. Им, конечно, повезло, что у них был такой замечательный мастер".

Наше кино