Донбасс: сухой остаток. Когда краны плачут пустотой

Настоящая гуманитарная катастрофа нависла сегодня над многострадальным Донбассом. На этот раз - обезвоживание.
Виталий Тимкив/ РИА Новости

С водой на Донбассе хорошо. Без воды плохо. Эта беда тут уже много лет, и беда рукотворная: Украина упорно блокирует воду, поступавшую из реки Северский Донец через канал - его русло находится под контролем ВСУ. Циничный и жестокий удар по простым людям.

Блокада началась сразу же, как города Донбасса были освобождены. Первые месяцы, когда люди прятались в подвалах, казалось, что все быстро наладится. Помню, оставшаяся без крова и живущая с беженцами в подвале кинотеатра мариупольская пенсионерка Вера Косык говорила мне: "У меня главная мечта: если доживу, наполню ванну и неделю не буду из нее вылезать. Буду сидеть и радоваться. Знаешь, как важно для женщины хоть раз в полгода помыться!"

Море есть, а воды нет

Я помню, как стояли здесь очереди к водосточным трубам, чтобы хоть как-то собрать живительную влагу. Помню как ждали тут гуманитарку с обычной питьевой водой. И даже потом, когда с водой стало полегче, ее давали долгое время раз в три дня на 2-3 часа - и по закону подлости меня именно в эти часы не было в номере.

Прошло два года, Донецк и Мариуполь стали тыловыми городами, но проблема воды осталась. Месяц назад я брал интервью у Главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина, и одной из первоочередных задач он называл прорыв водной блокады. А пару дней назад уже мэр Мариуполя Антон Кольцов рассказывал мне, что многострадальный город по-прежнему страдает от обезвоживания, хотя и гораздо меньше, чем прежде: страна делает все, чтобы напоить эти регионы.

Самую твердую руку помощи, точнее трубопровод помощи, 194-километровые нитки водоводов - протянул Донбассу Дон. Моя старшая дочка Лена работала в компании, которая вела этот грандиозный проект - рассказывала, как сотни людей трудились иногда почти круглосуточно, чтобы поскорее напоить Донбасс. Толстенные, в человеческий рост бетонные трубы, резервуары, насосные станции - невиданный прежде масштаб, как говорили в Донецке - 200 километров надежды.

Ржавые вены городов

Но полностью это проблем не решило. Коммунальные сети в этом регионе при Украине почти не ремонтировались, водопотери в сетях колоссальны - из-за старых ржавых труб и боевых повреждений в некоторых районах теряется больше половины воды. А нынче, как рассказали мне донецкие специалисты, сошлись все факторы, включая климатические аномалии: сначала малоснежная зима, потом отсутствие весенних дождей, а теперь и засушливое лето с температурой под 40 градусов. А в Мариуполе, как пояснил "Российской газете" мэр города Антон Кольцов, произошло сильнейшее обмеление Старокрымского водохранилища, которое после 2022 года стало тут единственным источником воды. Действительно, побывав там, мы застали страшную картину - рыбацкие лодки просто валялись на земле, которая была когда-то дном этого водохранилища.

Сегодня Макеевка и Донецк возвращаются к старой, до боли знакомой мне схеме - подаче воды раз в три дня. Плавали, знаем: даже эта водичка, холодная и мутная, доходит далеко не до всех этажей и не до всех домов. Не говоря уж о промышленных и сельхозпредприятиях. Даже теплоэлектростанция в критической ситуации.

В минувшую субботу 19 июля вечером Денис Пушилин собрал экстренное заседание правительства Донецкой республики. Первоочередные задачи, которые он поставил - четкие графики подачи воды, понятные населению, оборудование дополнительных емкостей для воды по Донецку, Макеевке и Енакиево, где ситуация наиболее критична. "Необходимо обеспечить более двадцати мобильных емкостей, коммерсанты готовы прийти на помощь, - дает он задания коммунальным службам. - Две тысячи аварий в пике у нас происходит еженедельно, хотя для людей не совсем понятна и не совсем видна была эта работа".

И уже в это воскресенье 20 июля люди и техника появились на реке Крынка - по заданию Пушилина началась срочная расчистка русла. Я был там - в сегодняшнем состоянии река эта скорее напоминает зеленое болото, заросшее тиной и заваленное мусором - работа предстоит огромная. Срочно восполняются запасы внутренних водохранилищ - воду будут перебрасывать из тех водоемов, которые еще позволяют.

Прокатились мы и по деревенькам в округе - там ситуация попроще: если есть своя хорошая скважина, да еще и несколько десятков колодцев - население деревни без воды не останется. Но Донецку примкнувшей к нему Макеевке, где население приближается уже к полутора миллионам, не выжить без срочной помощи.