Машина без водителя: кто ответит за нарушения правил или аварию?
Молодые люди были очень веселы. Возможно, некоторые из них могли быть и нетрезвы, и все они были не пристегнуты. Сотрудники ГИБДД довольно сурово начали допытываться, кто управлял машиной. Ведь, во-первых, она ехала, во-вторых, остановилась по требованию инспекторов.
Но молодые люди утверждали, что никто не управлял. Машина ехала на автопилоте. Запускалась она с телефона. Останавливалась так же.
Тогда сотрудники попытались выяснить, кто собственник машины. Им оказался один из молодых людей на заднем сиденье. Но он утверждал, что не он управлял машиной. В итоге инспекторы выписали постановление за непристегнутый ремень безопасности на каждого из участников этого заезда и отпустили с миром.
Как напоминает глава экспертного центра "Пробок.нет", юрист Александр Шумский, Верховный суд указал, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Таким образом, человек, нажавший кнопку начала движения, может быть приравнен к водителю и лишиться прав, если находится в состоянии опьянения.
Пугает то, что беспилотный транспорт все чаще появляется на наших дорогах, проводится множество экспериментов с ним в разных регионах, как среди грузовиков, так и такси. Но также по параллельному импорту поступают авто с возможностью самостоятельного передвижения. А правовые вопросы с этим транспортом до сих пор не решены.
Корреспондент "РГ", когда такие машины начали появляться на дорогах, тестировал SkodaYeti. В частности, включил функцию автоматической параллельной парковки. Машина выбрала подходящее, по ее мнению, место, начала маневр и... врезалась в припаркованную "Газель". Сотрудники ГИБДД, приехавшие на место происшествия, долго не могли понять, что случилось. Как это машина сама парковалась - тогда такие авто были редкостью. Корреспондент даже хотел продемонстрировать, но они отказались от такой возможности. Оформили дорожно-транспортное происшествие и отказ в возбуждении административного дела.
В общем, правовые дыры в отношении беспилотного транспорта до сих пор зияют. Как поясняет адвокат Сергей Радько, тут вообще очень сложно разобраться, кто и в чем виноват. А также - кто за это отвечает. У нас пока вообще законодательство не предусматривает передвижение беспилотных машин.
И возникает масса вопросов, когда в простую машину въехал беспилотник.
С одной стороны, оператор управления машиной может сидеть за рулем или рядом и при этом контролировать движение. Вероятно, он отвлекся. Его вина. Но, может быть, он не отвлекся, а пытался принять управление на себя, но у него это не получилось? Вина производителя. Или собственника машины, поскольку надо устанавливать, в результате чего произошел сбой. В результате неграмотной настройки машины производителем или из-за того, что в нее вмешался пользователь?
Другой вариант. За машиной следит внешний оператор. Кто ответит в случае аварии в данном случае? Сергей Радько считает, что такой оператор - это тоже водитель. Но в действующем законодательстве такой позиции нет.
В общем, пока беспилотные автомобили большого количества аварий не совершают. Случаи дорожно-транспортных происшествий растут только за счет их повышенного появления на дорогах.
Но правовые вопросы, а именно кто и за что отвечает, надо решать перед тем, как проводить эксперименты на дорогах. А их с каждым годом будет появляться все больше, и они создадут группу риска.

Беспилотные технологии развиваются сейчас очень бурно. Поездки на роботакси уже можно заказать на агрегаторе Uber кое-где в США, а вскоре эта услуга станет доступна по всему миру. При этом, как утверждает немецкий новостной телеканал N-TV, в течение следующих шести лет в разных странах планируется вывести на рынок не менее 20 000 беспилотных автомобилей.
Сами беспилотные машины будут, естественно, электрическими. Зеленую повестку никто не отменял. Агрегаторы такси стремятся сэкономить не только на водителях, но и на налогах.
Как пример, немцы показали роботакси на базе внедорожников производителя электромобилей Lucid. Компания Uber получила финансирование со стороны государственного инвестиционного фонда Саудовской Аравии. Так что деньги - есть.
Заявлено, что Lucid получит от Uber 300 миллионов долларов, в том числе на установку оборудования. Автомобили будут использовать технологии американского разработчика беспилотных автомобилей Nuro. Uber также может использовать и кооперацию с немецким концерном Volkswagen.
Тест-драйвы запланированы на конец этого года. И, как объявили в VW и Uber, для тестов будут использоваться беспилотные микроавтобусы VW ID.Buzz. Технологию управления поставит дочерняя компания VW Moia.
Чем меньше расходов, тем выше шансы выиграть в конкурентной борьбе.
Конкуренцию Volkswagen могут составить беспилотные автомобили Waymo от компании Google. Их, кстати, уже можно заказать через приложение Uber в некоторых городах США. А на этой неделе Uber также объявил о начале продаж беспилотных автомобилей китайской компании Baidu за пределами США.
И все бы хорошо, но роботакси - это та отрасль, которая явно обгоняет законотворчество. Беспилотные технологии не идеальны. Ранее фиксировались смертельные аварии, за которые надо было кому то отвечать. А кому, если за рулем никого?
Известно об одном смертельном случае во время вечернего тест-драйва Uber. Ранее случались также смертельные случаи, связанные с программным обеспечением автопилота Tesla. Поэтому, скорее всего, без живого человека в салоне такси все же не обойтись.
Сейчас в техасском городе Остин набирает обороты соперничество между Waymo и Tesla. Илон Маск несколько недель назад запустил там свою первую службу небольших роботакси, где водители-люди выступают в роли диспетчеров на пассажирских сиденьях. На этой неделе Tesla расширила зону обслуживания. Waymo, которую многие эксперты считают лидером в области технологий автономного вождения, также расширила зону обслуживания.

Но тогда остается вопрос: а зачем нужны дорогостоящие технологии, если водитель за рулем все же будет? И второй немаловажный вопрос: а захочет ли живой диспетчер идти в тюрьму, если автопилот собьет насмерть человека?
Пока эксперимент в американском Остине проходит без подобных инцидентов, но это все до первой трагедии. И вот тогда суды начнут долгую и нудную канитель с разбирательствами, поскольку национальные законодательства на Западе под автобеспилотники еще не адаптированы и отвечать, скорее всего, придется фирмам-разработчикам. Но это не точно.
Подготовил Тимофей Борисов