
"Крупные банки заменили иностранное ПО на объектах критической информационной инфраструктуры уже на 90 процентов. Расширяется и Единый реестр российского ПО, куда за последний год вошли 80 процентов новых разработчиков ИТ-продуктов, - отмечает первый заместитель генерального директора ИТ-холдинга Т1 Дмитрий Харитонов. - ИТ-рынок продолжает разрабатывать независимые и безопасные финтех-продукты, адаптированные под запросы бизнеса. Например, по нашей оценке, в 2024 году номенклатура ЕРРП увеличилась на 24 процента, до почти 25 тысяч решений, а в первом квартале 2025 года она увеличилась еще более чем на 1200 новых сервисов".
Операционный директор УК "РСХБ Управление активами" Вадим Котов напоминает, что разговоры о технологическом суверенитете в банковской сфере начались еще в 2014 году, когда Запад только начал вводить секторальные санкции. Однако именно события 2022 года стали мощным стимулом для перехода от слов к действиям. На данный момент с миграцией на отечественное ПО справились почти все крупнейшие участники рынка.
При этом часть технологических направлений, таких как машинное обучение и ИИ, уже развиваются без критической зависимости от зарубежных решений. Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Кырлан Марчел, российские разработчики активно продвигают отечественные платформы для дистанционного банковского обслуживания, системы биометрической идентификации и решения на базе открытых API (общедоступные программные интерфейсы), и не только.
"Также успешно внедряются российские облачные сервисы, специализированные для финансового сектора, и инструменты анализа больших данных. Важным достижением стало масштабирование Системы быстрых платежей и развитие технологий на базе распределенных реестров", - рассказал Кырлан Марчел.
Регуляторы делают немало для поддержки рынка: от налоговых преференций до субсидий на внедрение отечественных решений. Кроме того, как отмечает директор профильного департамента Группы Arenadata Юлия Ильина, Банк России предлагает стимулирующее регулирование, направленное на поддержку проектов в сфере технологического суверенитета.
"Если говорить о том, что могло бы ускорить процесс, то это создание отраслевого центра экспертизы по техсуверенной ИТ-архитектуре для финсектора, - добавляет Юлия Ильина. - А также гибкие механизмы финансирования пилотов для средних банков - гранты, налоговые льготы, инфраструктурная поддержка. Это помогло бы выровнять условия и масштабировать лучшие практики не только в топ-10, но и в широком банковском сегменте".
Тем не менее не все проблемы удается снять оперативно. Дмитрий Харитонов подчеркивает, что быстрая замена иностранных решений требует огромных вложений и может повлечь риски для стабильности банковских систем. Особенно если речь идет о решениях, которые годами формировали основу ИТ-ландшафта отрасли.
Еще одна уязвимость, по мнению директора по отраслевым решениям в К2Тех Василия Куць, - "железо". Программные компоненты активно замещаются, но в аппаратной части по-прежнему сохраняется зависимость от зарубежных процессоров и архитектур. Эта часть требует отдельного внимания и регуляторной поддержки.
Важную роль в формировании суверенной технологической среды играют малые ИТ-компании. Они более гибкие, быстрее тестируют и выводят продукты на рынок. Часто это решения, нацеленные на узкие задачи: управление данными, кибербезопасность, клиентский опыт. Вадим Котов приводит пример стартапа, разработавшего популярный сервис для безналичных чаевых, - позже его выкупил крупный банк. Однако такие компании сталкиваются с высокими барьерами входа, нехваткой инвестиций и сложной процедурой интеграции с банками.
Кроме того, все эксперты отмечают кадровую проблему. Даже при наличии технологий не хватает специалистов, которые умеют с ними работать. Это касается и архитекторов, и аналитиков, и разработчиков. Поэтому банкам приходится инвестировать в собственную экспертизу и обучение команд, чтобы не зависеть от внешних подрядчиков.
Следующий этап, по мнению собеседников "РГ", - переход от импортозамещения к полноценному суверенитету: с пересборкой архитектуры, повышением отказоустойчивости и масштабированием технических решений. Ключевой задачей станет обеспечение бесперебойной работы систем на новых платформах, особенно при высоких нагрузках. Именно надежность и устойчивость инфраструктуры будут определять успех финтеха в новых условиях.
Как подчеркивает Кырлан Марчел, банкам предстоит не только внедрять отечественные ИТ-продукты, но и интегрировать их в единые цифровые экосистемы. Только так можно будет сохранить конкурентоспособность и обеспечить стабильное развитие отрасли в условиях ограниченного доступа к зарубежным решениям.