
По оценкам Минцифры РФ, в конце 2024 года дефицит специалистов в ИТ-отрасли достиг 500-700 тысяч человек, и это, отмечают эксперты, критично в условиях международных санкций и стремления России стать технологически независимым государством. Испытывает нехватку тысяч специалистов и Челябинская область, занимая 14 место среди других регионов по этому показателю.
- Насколько эта проблема действительно остра, не судим ли мы о ней на основании одной лишь статистики? - задается вопросом Денис Захаркин, основатель российской платформы VR Concept.
Проблема реальна, утверждает директор hh.ru на Урале Оксана Сидлецкая. Хорошим показателем считаются пять резюме на одну вакансию, и, если ориентироваться на эту пропорцию, в ИТ все неплохо: количество резюме за последнее время выросло почти наполовину. Однако картина кардинально меняется, если взглянуть на срез квалификаций.
В цифровой сфере существует своя градация профессиональной ценности. Низший уровень образуют джуны (от junior) - работники, которые лишь начинают карьеру в ИТ. Мидлы - это специалисты среднего уровня, уже способные самостоятельно выполнять ряд задач. Высшая профессиональная каста - сеньоры, у которых глубокие познания и навыки: они могут заниматься аналитикой, программированием, выстраивать сценарии цифровых модернизаций.
Главный спрос на рынке именно на последних, но среднюю картину формируют джуны: появилось огромное количество курсов, пройдя которые за 3-6 месяцев, вроде бы уже можно влиться в ряды айтишников. Но в реальности даже попасть на оплачиваемую стажировку в хорошую компанию начинающему программисту не так-то просто.
- Большинство нынешних вакансий - для разработчиков. Далее идет техническая поддержка, администраторы, дизайнеры, руководители проектов. Когда мы говорим, что рынок меняется, показателен пример с методологами - плюс 360 процентов спроса, - констатирует Сидлецкая.
В такой реальности рынок, по оценке Высшей школы экономики, будет пребывать ближайшие 5-10 лет, а может, и дольше. Если раньше за айтишника с опытом боролись в одной отрасли, то теперь завод соперничает с банком, стройка с сервисом, и денежный вопрос даже не всегда при этом определяющий: молодежи важна жизнь "по фану" - печеньки на корпоративной кухне, бесплатный фитнес и т. д. Да, рост зарплат, резко подпрыгнувших в прошлом году, замедляется, хотя останутся позиции, для которых он продолжится: работодатели не перестанут конкурировать за ценные кадры. К таким специалистам руководителям стоит проявлять максимальную лояльность, не избегая принимать ушедших сотрудников обратно, если исчезли противоречия, послужившие поводом к увольнению.
Основатель компании AmoCRM Михаил Токовинин обратил внимание на то, что число удаленных сотрудников в мире росло в последнее время исключительно из-за кадрового голода.
Особенность работы в ИТ - не ограниченный рамками регионов и стран рынок, подтверждает руководитель специальных проектов B2G "Алгоритмика" Роман Киселев. Работодатель, стремящийся привлечь суперпрофессионала, соперничает за него не только в своем регионе, и это, конечно, снижает шансы российских компаний его заполучить. Поэтому кадровые стратегии должны выстраиваться под подрастающее поколение. На это, в частности, нацелена программа "Непрерывное формирование цифровой компетенции", оператор которой - компания Киселева. Суть проекта в подготовке к работе в ИТ буквально с детского сада: переходя со ступеньки на ступеньку, юные айтишники растут профессионально.
- Основной тезис: специалистов выгоднее взращивать, чем привлекать, - утверждает он.
Эксперт подчеркивает: нынешние подростки более приспособлены к цифровой реальности и потому перспективны. И призывает бизнес не бояться привлекать начинающих к производственным задачам: они неумехи до тех пор, пока не окунулись в работу с головой. Большей работоспособности и увлеченности, чем у 15-летних, утверждает наставник, он не встречал.
Тем не менее большинство нанимателей делают ставку на готовых специалистов из опасения, что время и деньги, потраченные на обучение джунов, не окупятся - те могут принять и более перспективное, с их точки зрения, предложение. Поэтому, по мнению Ярослава Голуба, руководителя группы компаний INTEC, регионального координатора проекта "Цифровая Россия", актуальнее вести речь не о том, как привлекать айтишников в регионы, а как их там удержать.
Облегчить же работодателям выбор между талантливыми новичками и понюхавшими пороху мидлами, считает эксперт, помогут практико-ориентированные проекты. Образование и бизнес должны идти в одной связке, чтобы студенты встраивались в производственные процессы уже на младших курсах.
- Мы забыли про такую вещь, как R&D (научные исследования и разработки, которые способствуют созданию новых знаний, продуктов и технологий. - Прим. ред.). Сейчас это просто институт. Никаких исследований, к сожалению, не ведется, хотя они открывают массу возможностей, когда бизнес спускает свои гипотезы в вузы, чтобы с ними дальше работали студенты, - рисует стратегию Голуб.
На этом, полагает эксперт, следует сфокусировать и региональный проект Южного Урала "Войти в ИТ", который начался как серия студенческих конференций и хакатонов, дающих представление о цифровом бизнесе и карьере в нем.
Огромное значение имеет и окружающая молодых исследователей среда, специально создаваемая инфраструктура, например коворкинги, дополняет руководитель инновационного развития IT-Park74 Алена Коломейская. На такой площадке происходит взаимопроникновение бизнесов, между ними выстраивается рабочая коммуникация: резиденты взаимодействуют друг с другом, и эта синергия помогает запускать и продвигать стартапы. Так, скажем, развивался челябинский проект одного из резидентов, ныне номинанта списка Forbes, по обучению искусственного интеллекта распознавать опухоли. В ИТ-парке рождались и популярные детские обучающие продукты.
Изменить ситуацию на ИТ-рынке помогут новые принципы обучения, внедрение форматов, подобных тем, что использует "Школа 21", считает директор ее челябинского кампуса Дмитрий Козленков.
Работа на этой площадке строится на идее "Школы 42" - бесплатной системы обучения программированию, основанной французским миллиардером Ксавье Ньелем. Вместо классического университета, где студенты ходят на лекции и выполняют домашние задания, он создал школу без уроков, учителей и оценок. После некоторого периода скепсиса принципы коллективного обучения, когда знания друг другу передают сами ученики, были взяты на вооружение и за океаном, а вскоре выпускники школы стали одними из самых востребованных специалистов в крупнейших транснациональных корпорациях, связанных с ИТ.
В России об этой методике впервые заговорили в 2017 году, а впоследствии она получила и господдержку. В Челябинске кампус появился после подписанного в 2023 году на Петербургском международном экономическом форуме соглашения с крупнейшим банком. Теперь южноуральская столица вошла в клуб городов, где подготовка айтишников будет поставлена на поток.
- Наши занятия направлены на получение практических компетенций. У нас нет преподавателей, расписания, лекций, как в классическом учебном процессе. Есть только образовательная платформа, на которой появляются знания и небольшие подсказки, а дальше ребята учатся по принципу самоопыления, взаимодействуя друг с другом. Главное правило: не знаешь, как выполнить задание, посмотри в интернете, спроси у соседа. Кроме того, выполняя проекты, ученики проверяют друг друга - так материал закрепляется лучше. За счет такой коммуникации и приобретаются навыки, - рассказывает о необычном формате Козленков.
Есть у этой системы и еще один плюс: учиться можно в любое удобное время, хоть ночью. Но, прежде чем стать полноценным студентом, нужно "переплыть бассейн" - пройти напряженный интенсив, сжатый курс основ профессии разработчика. Это испытание покажет, сумеет ли абитуриент осуществить свои мечты и в дальнейшем трудоустроиться в ведущие компании.
Выпускники не получают диплом или иной документ гособразца, только сертификат самой школы. Но это уже история из разряда "вам шашечки или ехать". По прогнозу Оксаны Сидлецкой, в будущем работодатели станут подбирать персонал не по профилю образования и наличию диплома, а лишь по имеющимся у соискателей навыкам.