- Борис Леонидович, среди некоторых людей бытует мнение, что китайцы чуть ли не захватили Амурскую область, контролируют здесь всю экономику, расселились огромными общинами, а в тайге прячутся миллионные китайские города…
Борис Белобородов: Китайских общин в прямом смысле слова в регионе нет. Есть места сосредоточения: китайские рынки, торговые базы - но в данном случае речь не идет о какой-то системной организации с целью попыток влияния или отстаивания интересов. Как китаист и востоковед с сорокалетним стажем могу сказать, что у "российских китайцев" вообще нет привычки создавать официальные объединения. Они предпочитают решать проблемы напрямую с чиновниками, без лишнего пафоса. Хотя лет 25 назад такая попытка в Приамурье была - появилось сообщество "Китайские соотечественники за рубежом", но довольно быстро прекратило деятельность.
Само по себе влияние есть - играют роль геосоциальный и экономический факторы близости. Например, китайская кухня для амурчан не экзотика, она широко представлена и нравится большинству жителей. В этой сфере китайцы работают весьма гибко: нарушают там, где плохо смотрят (не всегда применяют ККМ, грешат уходом от налогов), в остальном "ходят по струнке".
Есть ли разница между развитием отношений с Китаем на уровне руководства региона и на уровне населения?
Борис Белобородов: Говоря об официальных отношениях на уровне чиновников, важно разделять сферы. По моему мнению, особый эффект от регулярных контактов в экономике обывателям не заметен, в отличие от культуры и спорта. Хотя есть примеры и по-настоящему прорывных решений на уровне руководителей высшего ранга. Один из них - мост через Амур. Разговоры о строительстве велись еще в 1980-е. А реализовать нужный и важный проект спустя четверть века сумел наш тогдашний губернатор, нынешний глава Минприроды РФ Александр Козлов. Строительство велось с 2016 по 2019 годы на паритетных началах (каждая сторона построила равное количество метров - 540). Но открытие движения задержалось из-за пандемии - до июня 2022-го. С нашей стороны его финансировало российско-китайское совместное предприятие с китайским капиталом. Сейчас этот инвестор взимает плату за проезд с российских участников движения. Благодаря мосту путь из Благовещенска в Хэйхэ стал всесезонным.
На социальном уровне как руководитель Общества российско-китайской дружбы особых отличий не наблюдаю. Очень хорошо идет сотрудничество как между странами, так и внутри региона. К примеру, коллега в ОРКД - начальник управления международных связей Благовещенского государственного педуниверситета и российский директор Института Конфуция Николай Кухаренко ведет очень активную работу и в силу своей должности, и просто как человек.
Должен заметить, что именно человеческие, теплые совместные мероприятия встречают наибольший отклик. Из свежих примеров: в апреле под эгидой Амурской областной научной библиотеки прошел международный праздник книги "Читаем русскую и китайскую классику". Я сам с удовольствием принял в нем участие: в формате видеоконференции с библиотекой университета Хэйхэ прочитал стихотворение Мао Цзэдуна. А в мае проводился совместный шахматный турнир для школьников.
Опасаются ли дальневосточники китайского соседа?
Борис Белобородов: С точки зрения "большой политики", на Дальнем Востоке не забыли, конечно, остров Даманский, где в 1969 году случился военный конфликт СССР и Китая. Но, с другой стороны, именно СССР активно способствовал освобождению Китая от японского влияния во Второй мировой войне, и китайцы это помнят.
А чисто на бытовом уровне, если брать среднестатистического амурчанина, то примерно у 20 процентов присутствует дурацкая идея об опасностях потенциального китайского завоевания. Остальные 80 считают, что китайцы - хорошие ребята, что у них качественные, но недорогие товары. В целом отношение к Китаю и его жителям положительное, о страхе вспоминают, только если эту тему начинают искусственно нагнетать.
Какие препятствия для взаимодействия существуют?
Борис Белобородов: Если говорить о взаимоотношениях между обычными людьми, я особых препятствий не вижу. Туризм восстанавливается после пандемии. Хотя, конечно, есть нюансы. Например, не возвращен безвизовый режим. Этого ждут россияне. А ведь два года прошло с открытия границ после ковида, уже пора бы.
Иногда препятствия возникают извне. У нас в ближайшей перспективе - открытие канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ. Она будет первая в мире международная. Так вот: механическое оборудование для дорог такой мощности производит только одна компания - французская. И с введением санкций его поставки были заморожены. Но в Китае канатных дорог очень много, они умеют их строить. В Поднебесной решили вопрос с техникой. А программное обеспечение для нее разработали россияне. Так что препятствие совместными усилиями преодолели. Можно рассчитывать, что в 2026 году канатная дорога заработает.
На государственном уровне также препятствий назвать не могу. Во Владивостоке регулярно проводится Восточный экономический форум. Это статусное мероприятие, равноценный - а с учетом текущий реалий, может, и более ценный - аналог ПМЭФ. Неоднократно присутствовал там - и в качестве гостя, и как спикер панельной дискуссии по вопросам малого бизнеса. Китайские представители - и бизнесмены, и руководство страны (дважды приезжал Си Цзиньпин) - участвуют в форуме постоянно, это свидетельство реального интереса к сотрудничеству.