Во время панельной сессии "Будущее: города и движение" ведущие урбанисты России предсказали завтрашний день российских агломераций. А если конкретно - спрогнозировали российский город 2035 года на основе арктических примеров.
- Арктика дана человечеству для того, чтобы подсматривать решения, учась в экстремальной среде. Далее их вполне разумно масштабировать на территории с более спокойными условиями жизни. Арктика - это вызов, преодолев который, в умеренной зоне мы уж как-нибудь совладаем с природой и климатом, - считает эксперт по территориальному развитию, арктической экономике и городской политике Александр Пилясов.
Сегодня, к примеру, города развиваются только в горизонтальном 2D-пространстве. Но все более активно обсуждаются и "вертикальные" города будущего, о которых мы знаем только по иллюстрациям из научной фантастики. Тем не менее наполнение незанятого воздушного пространства мегаполисов будоражит умы урбанистов всего мира. Их привлекает низкая высота, не заполненная коптерами: "Давайте, забьем ее аэротакси, чтобы сделать мегаполисы не автомобилезависимыми и более пешеходно-ориентированными".
Пока это кажется нереальным из-за того, что внутригородские полеты очень жестко регламентируются, диспетчерские пункты из-за радиопомех "не видят" маленькие воздушные суда, а их передвижению мешают линии городской инфраструктуры. Плюс - отсутствие необходимого для авиатакси экологически чистого топлива с высокой плотностью запасаемой энергии. Тем не менее авиатакси в мегаполисах к 2035 году могут начать летать по принципу "вокруг да около".
Как рассказал на форуме авиаконструктор Даниил Кипиченко, реальностью может стать концепция "субурбий" - отдаленных городских районов, или городов-спутников, где жители садятся в аэротакси, долетают, например, до пределов Московской кольцевой автодороги и дальше разъезжаются на традиционном транспорте. Или же облетают город вдоль МКАД. Одним словом, речь идет об аэротакси для мегаполисов "вдоль границ". В Арктике это могут быть городские агломерации, подобные архангельской (напомним, что кроме столицы Поморья в нее входят города-спутники Северодвинск и Новодвинск).
Вопреки всем "но" вовлечение воздуха в городское пространство неизбежно - об этом на форуме рассуждали эксперты по территориальному развитию.
- Воздух будет "схвачен", несмотря на все ограничения. Они будут ломаться, потому что городу остро нужен этот воздух - для коммуникаций, для мобильности, - уверен Александр Пилясов. - То, что нормы будут становиться более лояльными, неизбежный процесс. 3D-город - это абсолютное будущее.
И один из способов гуманизации городской среды, тенденция к которой четко прослеживается во всех мегаполисах:
- Сейчас происходит размягчение городского пространства: в границах, в промзонах, которые преобразуются в сервисные, в траектории дорог и многофункциональности использования пространств, - поясняет Александр Пилясов. - Если решения, которые вы будете предлагать в проектах, на это работают, - они верные. А проектные решения, основанные на жесткости границ и четкости индустриальных зон, - неправильные, индустриальные, они из прошлых городов.
Человеческий интеллект хорошо работает только тогда, когда он не взвинчен непрерывным сидением за компьютером, а отпущен: "Самые умные мысли приходят, когда с собакой гуляешь", - признавались на форуме. Умный город должен быть с расслабляющими пространствами коммуникационных площадок, водно-зеленой средой. Что не исключает напряженного труда.
А вот понятие окраин перестанет существовать в принципе. Будущее за полицентричными городами: более легкими, "ажурными", с субцентрами на окраинах, которые их разгружают. И одновременно весь этот "муравейник" будет логистически связан в единый организм с помощью цифровых технологий. Такие "размягченные" города, кстати, были у шумеров и древних римлян. Другой пример - Великий Новгород с его делением на пять равнозначных концов. "Поэтому при проектировании будущего нужно обязательно отматывать ленту назад в поисках .куска рационального зерна.", - подчеркнули эксперты "Землян".
Говорили они и о северном купольном городе "с искусственной средой, где нет никаких морозов, а в оранжереях зелень растет". Эта сага о северном городе, очень популярная в 70-е, остается и сегодня, сопровождаясь бесконечными спорами урбанистов.
"В городе будущего не должно быть стенки с природой, он должен быть вмонтирован в окружающий мир", - считают одни. "Для Арктики нужна комфортность в виде купольности", - уверены другие северные урбанисты. Поэтому элементы купольности на Севере все-таки возникают.
То, что столице Поморья подобных решений как раз не хватает, считает глава губернаторского центра Архангельской области "Вместе мы сильнее" Александра Усачева.
- Мы проектируем северные города, как будто живем в средней полосе. Где решения, которые позволяют комфортно круглогодично проводить время на улице, занимаясь спортом в городах? Нам, людям, живущим в северных городах, очень нужны эти решения. И не только в Архангельске, но и в Воркуте и Якутии.
При этом именно Архангельская агломерация - самая крупная в Арктике, в ней живут 550 тысяч человек. Городам - хранителям человеческого капитала особенно важно создавать комфортные технологии для жизни. Открытые скейтпарки, например, далеко не самый лучший вариант для столицы Поморья, где лето длится от силы месяц с небольшим. Нужны закрытые стадионы, чтобы молодежь "не тусовалась на фудкортах".
- Среда должна удерживать человека в Арктике, а не выталкивать из нее. А для этого нужен баланс сосуществования природы и технологий. Северный город требует особого подхода и особой логики, - считает Александра Усачева.
Поставтомобильный городской мир, нелинейность развития, "зеленые" здания из энергоэффективных материалов, умные мусорные баки с датчиками заполнения, вертикальные сады и парки на крышах... Таким увидели участники "Землян" агломерации 2035 года. И сформулировали главное: "Умный город - это не про количество технологий, а про его понимание живущими в нем людьми, - заявила эксперт в сфере экономики и туризма Мария Широ. - Это комплексная стратегия позиционирования, которая формирует восприятие города как инновационного, технологичного и удобного для жизни".
Как стало известно "РГ", в акватории Северной Двины начались испытания первого гражданского безэкипажного катера: в перспективе морской беспилотник планируют использовать для связи с труднодоступными островными территориями города Архангельска.