Что ускорит диверсификацию экономики Кузбасса

Привлечение инвестиций в неугольные сферы, уход от монозависимости - ключевая задача для Кузбасса, переживающего очередной кризис в угольной отрасли.

План диверсификации кузбасской экономики до 2026 года минэкономразвития РФ утвердило летом 2021-го. Запланировано создать к 2026 году не менее 13,3 тысячи дополнительных рабочих мест и привлечь как минимум 376,4 миллиарда рублей внебюджетных инвестиций в отрасли, не связанные с угледобычей. При этом доля занятых в этой сфере должна уменьшиться с 11,6 тысячи до 8,7 процента на фоне роста в других отраслях. Более того, недавно руководство региона обратилось в минэко-номразвития РФ с предложением увеличить к 2026 году число проектов в плане диверсификации со 110 до 165, а совокупный объем инвестиций - до 487 миллиардов рублей.

Одно из главных альтернативных направлений - туризм. Именно в сфере гостеприимства (гостиницы и предприятия общепита) авторы плана наметили создать 1 358 новых рабочих мест. Чуть больше - 1 366 - в сельском хозяйстве, чуть меньше - 1 201 - в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений. А абсолютный лидер - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта и мотоциклов (5 102 места).

Так, на территории опережающего социально-экономического развития в Юрге продолжается строительство логистического комплекса Wildberries и Russ площадью сто тысяч квадратных метров. Первую очередь центра должны сдать до конца нынешнего года. Речь идет о частных инвестициях в сумме не менее пяти миллиардов рублей и создании пяти тысяч рабочих мест. Кроме того, компания готова поддерживать кузбасских производителей, а также продвигать на своих ресурсах объекты внутреннего туризма.

План диверсификации предусматривает строительство новых и модернизацию существующих средств размещения туристов, в том числе в Таштагольском районе. Развитие спортивно-туристического комплекса в Шерегеше - это прежде всего снятие инфраструктурных ограничений и создание инженерно-технических сетей. Для привлечения инвесторов на территории организована особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Горная Шория", где уже реализуются проекты, в которые вложат более сорока миллиардов рублей. Планируется, что это принесет региону свыше четырех тысяч рабочих мест.

Три инвестпроекта на общую сумму 4,72 миллиарда рублей (еще плюс 218 рабочих мест) воплощаются в ОЭЗ "Кузбасс" на территории Кемеровского и Топкинского муниципальных округов. Бизнес, пользуясь налоговыми льготами, вкладывает средства в химическую, пищевую и другие сферы. Правда, ряд проектов пришлось отложить на некоторое время. Как уточнил в интервью ТАСС глава области Илья Середюк, потенциальные инвесторы ожидают снятия инфраструктурных ограничений, тормозящих газификацию. Магистральный газопровод в 410 километров, который соединит Западно-Сибирскую газотранспортную систему с месторождениями в Сургуте и Новом Уренгое, проложат не раньше 2028-2029 годов.

Тем временем 65 организаций - резидентов ТОСЭР в Юрге, Анжеро-Судженске, Новокузнецке и Прокопьевске за девять лет создали в общей сложности 5,5 тысячи рабочих мест, направив на эти цели шестнадцать миллиардов рублей инвестиций. По словам губернатора, проекты в сфере туризма, металлургии и машиностроения позволят сократить долю угледобычи в ВРП региона с 27,2 до 25,7 процента. В долгосрочной перспективе основной прирост дадут обрабатывающая, строительная и туристическая отрасли, вклад которых увеличится с 18 до 21 процента. Пока же углепром, где трудится более 110 тысяч человек, лидирует.

Как ускорить создание экономики, не завязанной столь жестко на добычу сырья? В Кузбассе возлагают надежды на креативные индустрии. Недавно регион заключил соглашения о сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией "Креативная экономика" и Агентством стратегических инициатив (АСИ), чтобы развиваться в этом направлении, получая консультативную помощь и опираясь на лучшие региональные практики. В списке креативных индустрий - шестнадцать направлений, включая дизайн, моду, кино, программное обеспечение, архитектуру и урбанистику. Но в Кузбассе сегодня лишь четыре тысячи из 73 с лишним тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства работают в креативной сфере.

- Когда продолжается обвал мировых цен на уголь и снижаются объемы потребления нашей основной продукции, мы вынуждены активно заниматься изменением индустриального и бытового уклада. Для этого нужен инновационный подход. Он возможен только через креатив. И, как оказалось, в Кузбассе очень много творческих людей. Кроме того, мы увидели оригинальные идеи, которые можно капитализировать, создать на их базе отдельные бизнесы и продукты, готовые к выводу на рынок. Это может стать альтернативной экономикой для нашего региона. Конечно, чтобы вывести ту или иную идею на коммерческую основу, нужен финансовый стартап. И самые интересные из них, действительно коммерчески привлекательные, мы будем поддерживать, - подчеркнул Илья Середюк. - Креативная индустрия - это новые подходы, управленческие решения, которые помогут нашему региону развиваться, сделать его иным. А способы поддержки могут быть разные - и материальные, и моральные, и просто организационные.

На первом региональном форуме креативных индустрий, состоявшемся недавно в Кемерове, представитель АСИ Афанасий Саввин рассказал об опыте Якутии, признанной в 2022 году самым креативным регионом страны. Республиканский Фонд развития инноваций, существующий на проценты от размещения внебюджетных средств на субординированном депозите, за шесть лет поддержал почти полторы сотни креативных стартапов. Именно в Якутии создали первый на Дальнем Востоке творческий кластер "Квартал труда", объединивший студии дизайна, ИТ-компании, киностудии и другие направления.

Между тем

В Кемерове разработали проект кластера "Город талантов". По замыслу авторов, это должен быть квартал с локальным университетом, ориентированным на сферу ИТ, городское развитие, продюсирование и решение городских задач, с жилыми домами, многофункциональными общественными пространствами и цифровыми музеями.

- Цель - направить миграционный поток в Кемерово. Люди гораздо реже уезжают из того места, с которым есть эмоциональная связь, - считает предприниматель Роман Жаворонков. - И когда молодежь сама формирует какую-то историю для себя (скажем, контент про основателя Автономной индустриальной колонии "Кузбасс" Себальда Рутгерса и других известных жителей Кемерова), эта история ей будет ближе и понятнее. Сформированный контент транслируется в цифровых пространствах, за посещение которых взимается плата. Это и рабочие места, и эмоциональная привязка молодых к городу. То есть перенесение опыта, который имеется на территории, для того, чтобы решать новые задачи и через это формировать кадровый резерв. Все креативные цепочки строятся по такому принципу.