Это ежегодная площадка для обмена опытом. Информационная сфера развивается так быстро, что постоянно "сверять часы" стало необходимостью. И такие слеты помогают найти партнеров в реализации различных проектов. Например, Волгоградская область в прошлые годы заключила соглашения о сотрудничестве с компанией UserGate, АНО "Центр помощи детям", Лигой безопасного интернета, реготделением Южного главного управления ЦБ РФ. На этот раз договорились о проведении вебинаров для школьников ЛНР и ДНР. Не ПМЭФ, но своя деловая активность есть.
По итогам прошлого года индекс цифровой зрелости региона (здесь учитывается автоматизация разных процессов) превысил 82 процента. К интернету подключены практически все социально значимые объекты, более 90 процентов домохозяйств пользуются высокоскоростным доступом в Сеть. Все массовые услуги переведены в электронный формат, 88 процентов жителей Волгоградской области активно обращаются к порталу "Госуслуги". Центр мониторинга событий информационной безопасности ежегодно обрабатывает 268 миллиардов событий в автоматическом режиме.
Активно внедряется искусственный интеллект, есть даже специальная концепция его применения в регионе. За последний год очень выросло использование цифровых технологий в медицине, а вот строительный сектор не первый год отстает.
- Импортозамещение - это не только выпуск нового оборудования и программного обеспечения. Самый главный аспект, на мой взгляд, - это получение обратной связи от пользователей: что их устраивает в отечественном продукте, что не устраивает. Зачастую пользователи либо не доводят до производителей свои проблемы, либо им вообще сложно использовать новый софт. На базе подведомственного нам Центра информационных технологий существует класс, который занимается обучением госслужащих. Также мы работаем с детишками и с пожилыми, рассказываем про российские технические решения, - рассказал "РГ" председатель комитета информационных технологий Алексей Кидалов.
Одной из ключевых тем обсуждения стали приемы мошенников: фишинговые атаки, социальная инженерия при телефонных разговорах, взлом аккаунтов в соцсетях. Доля киберпреступлений в общей структуре криминала в РФ составляет 40 процентов и продолжает расти. За пять месяцев этого года зарегистрированы более 308 тысяч преступлений в ИТ-сфере. Из них свыше 189 тысяч - это дистанционные кражи и мошенничество. Материальный ущерб вырос на 20 процентов и составил 81 миллиард рублей. Способы защиты тоже не новы: сложные пароли, регулярное обновление программного обеспечения, критическая оценка подозрительных сообщений и ссылок. Собственные разработки в России, конечно, имеются.
- В нашу ассоциацию входят более трехсот российских компаний, поэтому мы очень рады, что обсуждается тема импортозамещения. С 2022 года отечественные решения, как вы знаете, в тренде. За последние пару-тройку лет они сильно "повзрослели", в том числе благодаря тому, что ими активно стали пользоваться. Мы видим, что возврата к зарубежному не предвидится, поэтому нам нужно задействовать весь тот потенциал, который был накоплен за предыдущие годы, и сообща двигаться к достижению технологического лидерства, - заявил исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" Ринат Лашин. - Для многих уже стали привычными голосовые помощники "Алиса", "Джой", "Афина" и "Маруся". Все большее развитие ждет робота "Макса". Вы его наверняка видели, это виртуальный ассистент на "Госуслугах". Его используют и органы государственной власти для оповещения населения.
- Нам тоже важна обратная связь от пользователей, чтобы они лайкали понравившуюся полезную информацию, - говорит замдиректора Инфраструктурного центра электронного правительства Астраханской области Эльвира Белялова. - Так обучение робота "Макса" происходит быстрее. Все регионы с ним хорошо знакомы. Это не просто сервис, а реальный помощник. Там существует специальный конструктор, с помощью которого регионы дорабатывают "Макса" к своим запросам. Астраханская область уже серьезно продвинулась на этом пути. Сегодня астраханцы через робота могут узнать, как оформить транспортную карту "Каспий", как получить статус нуждающейся семьи, как оформить бесплатное питание. Совсем скоро мы запустим новую услугу предоставления мер соцподдержки многодетным семьям. Готовим диалоговый сценарий, адаптируя официальную информацию к формату, удобному для пользователя, чтобы все было понятно. Согласуем разработанный сценарий с профильным ведомством, на следующем этапе переносим его в конструктор навыков "Макса" и направляем на модерацию в Минцифры России.