В Воронеже показали лучший спектакль сезона по версии "Золотой маски"

"Черные доски" Владимирского драмтеатра по мотивам прозы и лирики Владимира Солоухина завершили XIV Платоновский фестиваль, который проходил в столице Черноземья в течение июня. Постановка Владимира Кузнецова накануне получила национальную премию "Золотая маска" в двух номинациях. Ее отметили как лучший драматический спектакль большой формы и лучшую режиссерскую работу.
Андрей Парфенов / РГ

Этой престижной награды театр удостоен впервые. Событие стало для владимирцев тем более значимым, что сразу две "Маски" за один спектакль ранее вручали считанные разы. А с 2026 года такой возможности вовсе не станет: премия изменит формат, от персональных номинаций планируют отказаться.

Напомним, что в 2023-м организация "Золотой маски" перешла в прямое подчинение Союза театральных деятелей. Сменилось руководство, экспертный совет и общие подходы. Нынешний состав номинантов и призеров по итогам прошлого сезона определялся по другим критериям. Поэтому, строго говоря, ставить победителей в контекст предыдущей истории премии было бы некорректно.

В частности, драматические спектакли прежде оценивались с точки зрения не только актуальности содержания, качества игры и убедительности сценического решения, но и новаторства, оригинальности. Поэтому работы, попадавшие в обойму премии, удивляли публику именно открытиями в области художественного языка. В текущем году эксперты этого блока, очевидно, не ставили целью удивляться. Громкие премьеры, располагающие к спорам, из поля зрения ушли. В фокусе остались постановки ровные и спокойные, не претендующие на новое слово в искусстве.

Те же "Черные доски" сделаны в реалистичной манере и не поражают ни техниками, ни технологиями, ни оформительским решением. Сцена выглядит, как сарай или опустошенная ризница старого храма: длинные деревянные лавки, прислоненные к стене рамы от иконостасов, стремянка… Рамы есть, ликов нет (до поры до времени). Перед зрителем проплывают картины советской жизни, иллюстрируя исповедь главного героя. В каждом из трех основных эпизодов на персонажей - обычных людей, не хороших и не плохих - надвигается условная "темнота" (низменные инстинкты, дремучие представления, гибельные мысли) и рефреном звучит, казалось бы, не связанный с действием вопрос: "А свет - был?"

Спектакль во Владимире выпустили к столетию писателя-земляка Владимира Солоухина. Он начинал как очеркист "Огонька", собирал старинные иконы, ратовал за восстановление храма Христа Спасителя в Москве, видя в этом образ всенародного покаяния за богоборчество. Название постановке дал большой очерк 1969 года с подзаголовком "Записки начинающего коллекционера", где ключевым был эпизод "раскрытия иконы". Ловко растворив слои копоти, пыли и краски от позднейших записей, реставратор обнажает исходный образ - яркие одежды, тонкий лик святого. Черная доска становится произведением искусства, заставляет душу устремиться к высокому…

Метафора "раскрытие иконы" задала и строй спектаклю. Главный персонаж, сам Солоухин, здесь перед лицом смерти старается разобраться в собственной биографии, очистить душу, как черную иконную доску, напоминая, что в каждом человеке есть образ Божий. Он вспоминает себя молодым конъюнктурщиком, который купился на спецпаек и строчил оды партийному руководству, вспоминает опалу из-за слишком неоднозначных, по версии советской цензуры, рассказов. Заново переживает ужас опалы - когда ему в прямом эфире выключили микрофон, не дав выступить в защиту религиозного искусства, а потом еще и стерли запись.

То же самое происходит с героями рассказов Солоухина: в них, при всей неоднозначности, предлагается увидеть первоначальную чистоту. И в распутной медсестре из "Серафимы", которая чудом удерживается, чтобы не совратить юного приятеля, а потом уходит на фронт спасать жизни. И в колхозниках из "Варвары Ивановны", которые норовят заклевать бригадиршу за то, что позвала попа соборовать мать. И в матери "Девочки на урезе моря", чуть было не погубившей своего младенца. На задник проецируются черно-белые видео: открытые простые "среднерусские" лица актеров без сценического грима внимательно смотрят в зал.

Взяться за такой материал (помимо рассказов и стихов, в инсценировку вошли и фрагменты журнальных статей) было большой смелостью, поскольку Солоухин - автор не театральный. Если в бригадирше Татьяне (Ирина Копылова) и ее умирающей свекрови (Жанна Хрулева), в сочной домохозяйке Кате (Ирина Жохова) еще заложены какие-то характеры, то воплощать сюжет из "Серафимы" равносильно тому, чтобы играть телефонную книгу или разворот газеты "Культура". Склеить и оживить действие помогают вокальные номера - артисты владимирской драмы великолепно поют, владеют разными инструментами и чувствуют себя в этих музыкальных паузах как рыбы в воде. Специально для спектакля были написаны песни на стихи Солоухина (композитор Полина Шульева), аранжирован белгородский фольклорный мотив "А как наши космонавты" и кант "Душа моя прегрешная". Не обошлось и без оглушительной попсы - символа всей той суеты, которая заглушает в русском человеке зов души.

- Отмечать столетие писателя можно было по-разному, но у театра один прием - спектакль. Солоухин сложен для этого, он ведь не драматург, а скорее публицист. Владимир Кузнецов сочинил замечательный сюжет, смог из прозы вытащить и человеческие отношения, и диалоги, и конфликт, и, самое главное, любовь. Получилось талантливо. Мы увидели, что это очень интересная, глубокая, трогательная работа в память о нашем земляке. Но, конечно, не предполагали, что спектакль будет иметь такой резонанс и успех. А он начал жить своей жизнью и дожил до двух "Масок". Идет один-два раза в месяц, - рассказал "РГ" директор театра Борис Гунин.

Чем подкупает современного зрителя "театральная очеркистика" - интересный вопрос, которым могли бы заняться социологи. Очевидно, что в крупных городах состав публики за последние годы заметно изменился. В Воронеже на показах "Черных досок" оказалось немало новичков, и для них внятность и "традиционность" зрелища, равно как и четко артикулированная мораль, были огромным плюсом. В советское время очерк был жанром газетно-журнальным - сегодня потребителям медиаконтента такое не "скормить", уж очень медленно и длинно. А в театральном зале - почему бы и нет?..

Для инсценировки пришлось перелопатить 11-томное собрание сочинений писателя. Благодаря спектаклю наследие Солоухина смогли открыть для себя и многие земляки.

- В целом его имя было незаслуженно забыто, и обращение к его творчеству, на наш взгляд, - важный патриотический поступок по отношению к этому писателю. До нашего спектакля его прозу никто не ставил. Это не Шукшин, который создавал художественные сюжеты. Солоухин все рассказы писал от себя лично, как свидетель. Отсюда и наше решение - три ипостаси автора: в юности, зрелости и в том возрасте, когда к нему снизошло прозрение. Мы побывали уже на нескольких фестивалях, успешно показали "Черные доски" на сцене Театра на Таганке в Москве. И очень рады, что сегодня в России оказался нужен спектакль о человеческой душе, о русском национальном коде, о поиске света и веры, - отметил режиссер Владимир Кузнецов.

Кстати

Показ спектакля в Воронеже состоялся ровно через год после премьеры во Владимире. И ровно через пять лет после резонансного пожара, сильно повредившего здание драмтеатра. Сейчас труппе нашлось пристанище в филармонии, но есть надежда, что скоро драма переедет в собственный дом. И фраза "Черные доски" перестанет напоминать об обугленных стенах.