Когда "газу" давать не нужно

В Госавтоинспекции объяснили, как выбрать оптимальный скоростной режим
Автоинспекторы сейчас скорость на дорогах не замеряют, но их присутствие сдерживает водителей от ее превышения
Автоинспекторы сейчас скорость на дорогах не замеряют, но их присутствие сдерживает водителей от ее превышения / Госавтоинспекция МВД России

Неправильно выбранная скорость - один из главных факторов риска на дорогах, и Госавтоинспекция МВД России использует целый комплекс мер, чтобы контролировать соблюдение водителями скоростного режима. От традиционных патрулей до анализа данных с современных камер с искусственным интеллектом - разбираемся, как работает система и почему нарушителям все сложнее избежать наказания

Против статистики не пойдешь

В 2024 году более пятой части (27 699) всех ДТП было связано с нарушением скоростного режима движения. На такие происшествия пришлось более четверти погибших (3900) и более пятой части всех раненых на дорогах - если в цифрах, то речь идет почти о 35 тысячах человек разных возрастов. Количество таких ДТП возросло на 6%. Объяснение этому простое - на высокой скорости тяжесть последствий такая же - высокая.

Интересно еще вот что. В Научном центре безопасности дорожного движения МВД России под анализ попали все ДТП, связанные с нарушением скоростного режима. Оказалось, в каждой пятой такой автоаварии виновный водитель находился в состоянии опьянения или отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Каждое шестое происшествие, связанное с нарушением скоростного режима, совершено теми, у кого не было водительского удостоверения - в принципе или из-за лишения. На такие ДТП приходится пятая часть смертельных случаев. Еще нагляднее: превышение скорости на один километр в час увеличивает риск смертельного исхода ДТП на 3%, а превышение скорости на 20 км/ч увеличивает на все 60%. Достаточно математики?

Главная опасность превышения скорости кроется в обманчивой простоте. Кажется, что ничего страшного не произойдет, если стрелка спидометра на 10-20 км/ч перейдет за разрешенную отметку. Но физика, как помним, - наука беспристрастная. При скорости 60 км/ч автомобиль проезжает 17 метров за секунду. При 80 км/ч - уже 22 метра. Эти "лишние" 5 метров в секунду часто становятся той самой роковой дистанцией, которой не хватает, чтобы избежать трагедии.

Превышение скорости на один километр в час увеличивает риск смертельного исхода ДТП на 3%, а превышение скорости на 20 км/ч увеличивает на все 60%

К тому же сама особенность российских дорог требует бдительности. Ровный асфальт, пусть и все реже, может сменить незаметная выбоина. Погода способна выкинуть свои "фокусы": вчера - сухо, сегодня - гололед. Добавьте к этому пешеходов, переходящих проезжую часть в неположенных местах, животных, выбегающих на проезжую часть, и еще с десяток сценариев, и станет очевидно: только грамотный выбор безопасного скоростного режима даст запас времени и пространства, который может спасти жизни.

Как контроль влияет на нарушителей

В последние годы количество систем фотовидеофиксации скорости выросло, и это дает результат: на некоторых участках аварийность снизилась на 30-40%. Работают в почти равной мере и страх "выхватить" штраф, и изменение самой культуры вождения. Одни водители камеры ненавидят, другие признают их пользу, но факт остается фактом: автоматические комплексы контроля скорости влияют на поведение автомобилистов. Камеры чаще всего устанавливают в местах с высоким риском ДТП: у школ, пешеходных переходов, на крутых поворотах. Зная об этом, водители заранее сбрасывают скорость, даже если обычно любят погонять. В результате аварийность в таких зонах значительно снижается.

Один штраф - неприятно, но терпимо. Когда они приходят регулярно, это бьет по бюджету. При частых нарушениях водитель либо начинает ездить аккуратнее, либо лишается прав (если превышает на 60+ км/ч). Водительская среда, однако, давно породила опасный миф: "Заплатил штраф - значит, имел право нарушить". Некоторые даже воспринимают штрафы как своеобразный "тариф" за быструю езду: мол, если государство готово простить превышение за 750 рублей, значит, ничего страшного не случилось. Роковое заблуждение, говорят в Госавтоинспекции. За "однородными" правонарушениями внимательно следят, а водители с многократными скоростными "рецидивами" всегда попадают на особый контроль в своих регионах.

"Водители должны понимать, что неправильный выбор скорости движения - прежде всего небезопасно, накладно в плане штрафов и невежливо по отношению к другим водителям. На проблему превышения скорости были многократно направлены социальные кампании Госавтоинспекции МВД России, и они действительно дают результат. Фактор скорости, так или иначе, присутствует во всех дорожно-транспортных происшествиях, этого нельзя отрицать. Чем меньше скорость автомобиля, тем у водителя больше времени на реагирование, а значит - на предотвращение столкновения, наезда или опрокидывания. Вдобавок ко всему соблюдение скоростного режима, как правило, выгодно самим водителям: не происходит перенапряжения, ниже расход топлива и так далее", - объясняет Сергей Хранцкевич начальник отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России.

Знак, ограничивающий скорость, именно для этого установлен. Никаких +20 км/ч. Фото: Госавтоинспекция МВД России

Адаптация к дорожным условиям

Скорость - это не просто цифра на спидометре, а осознанный выбор, который должен меняться в зависимости от ситуации на дороге. Одинаковый режим движения в городе, на трассе или в дождь - прямая дорога к автоаварии, говорят в Госавтоинспекции. Потому ориентироваться только на требования дорожных знаков, разметки не следует - есть еще целый перечень дополнительных условий, от освещенности самой дороги до погодных обстоятельств, загруженности трассы, состояния автомобиля и многих других. Вот несколько самых очевидных ситуаций.

В городе, даже если дорожный знак разрешает 60 км/ч, реальная безопасная скорость может быть ниже. Возле школ, пешеходных переходов надо снижать скорость до 30-40 км/ч (часто этого требует и дорожный знак), а во дворах и того ниже до 10 км/ч - будет больше времени на реакцию, если на проезжую часть выбежит ребенок или откроется дверь припаркованной машины. На загородной трассе на ровной прямой дороге в ясную погоду 90 км/ч могут быть безопасны. Но если идет дождь, появился туман или дорога неровная, лучше сбросить до 70-80 км/ч. На мокром асфальте тормозной путь увеличивается на 30-50%, а в тумане видимость падает до 50 метров.

Зимой и 40 км/ч могут быть опасными. На обледенелой дороге машина теряет сцепление с покрытием, и резкое торможение приводит к заносу. Оптимальная скорость в таких условиях - не более 30 -50 км/ч с плавными маневрами и обязательно с увеличенной дистанцией до других автомобилей. На неосвещенных трассах и ночью за городом лучше держать скорость в 60-70 км/ч, не выше, чтобы успеть среагировать на внезапное препятствие.

Даже в плотном потоке, где все едут одинаково медленно, часты "паровозики" из-за резких торможений. Держите дистанцию, как и везде, следите за выбором скорости и будьте готовы к тому, что впереди идущая машина может резко остановиться - особенно в дождь или снег.

На участках с ремонтом дороги часто появляются ямы, сужения или временная разметка. Даже если другие водители проезжают такие места на скорости, лучше сбросить до 40-50 км/ч - одно неверное движение может привести к проколу колеса или потере управления. Так зачем ставить ненужные эксперименты?

Материал создан в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Инфраструктура для жизни".