Первый в России беспилотный робот-тягач будет работать в аэропорту Пулково

Томская компания Cognitive Pilot заключила контракт с оператором аэропорта Пулково. Воздушная гавань Санкт-Петербурга будет использовать беспилотный и бескабинный робот-тягач, произведенный в Томске. На первом этапе - для обработки багажа, а затем, когда робот "освоится", то и для уборки снега на территории аэропорта и стрижки травы на летном поле. До 2028 года оператор аэропорта планирует приобрести 45 единиц первых российских беспилотных тягачей.
В марте нынешнего года томский робот-беспилотник демонстрировал свои возможности на производственной площадке
В марте нынешнего года томский робот-беспилотник демонстрировал свои возможности на производственной площадке / Нина Рузанова/ РГ

Документ был подписан накануне в Минпромторге РФ в присутствии главы министерства Антона Алиханова. Как подчеркнул министр, это первый результат работы российского промышленного кластера микроэлектроники и беспилотных технологий, решение о создании которого в Томске было принято в марте этого года. Cognitive Pilot - разработчик и производитель беспилотной техники, оснащенной искусственным интеллектом, - входит в ядро этого кластера. В марте Антон Алиханов лично "познакомился" в Томске с симпатичным мини-трактором, который способен сам принимать ситуативные решения, выполняя поставленную ему задачу. А уже в июне заключен первый форвардный контракт, гарантирующий, по словам министра, заказчику - точные объемы производства, потребителю - точные сроки поставок.

- Робот-тягач - это еще один вариант нашей универсальной многофункциональной платформы, - уточнила Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot. - Другие варианты - это мини-трактор, который используется для роботизации сельского хозяйства, и робот-обходчик - для обследования объектов газовой промышленности.

Как сообщили в компании, робот-тягач весом 970 килограммов будет оснащен двумя электродвигателями, что позволит на короткие промежутки поднимать его обычную мощность в 30 л. с. до 50 л. с. Длина машины - 2,2 метра, ширина 1,4, высота - полтора метра. Набор сенсоров - две видеокамеры, радар и лидар - после испытаний может быть скорректирован. Кстати, испытания "умного" тягача в аэропорту, по условиям контракта, продлятся до конца 2026 года.

На первом этапе робот будет совершенно самостоятельно, без оператора, возить багаж от багажной ленты до места стоянки воздушного судна и обратно. Вес багажной тележки, которую будет транспортировать тягач, - около трех тонн. По оценке оператора Пулково, применение томского устройства ускорит обработку багажа почти на четверть - на 23 процента.

Скорость движения робота при чистке снега и покосе травы - 15 километров в час, что соответствует требованиям безопасности. "Мы рассчитываем, что реализация совместного проекта позволит оптимизировать операции по обслуживанию самолетов, обеспечить безопасность передвижения, а также переориентировать сотрудников на более сложные и нерутинные задачи", - сказал Леонид Сергеев, генеральный директор "Воздушные ворота Северной Столицы".

Важно

По словам Ольги Усковой, в Пулково реализуется не только первый в России, но и один из первых в мире проект массового использования беспилотников в воздушной гавани. При этом российские беспилотники могут выполнять целый класс задач, то есть являются редким, если не единственным примером многофункционального применения ИИ для решения задач аэропортов.

Общий вес багажа, который сможет перевозить беспилотный тягач, - три тонны. Это в три раза больше, чем весит он сам. Фото: Cognitive Pilot