
Документ был подписан накануне в Минпромторге РФ в присутствии главы министерства Антона Алиханова. Как подчеркнул министр, это первый результат работы российского промышленного кластера микроэлектроники и беспилотных технологий, решение о создании которого в Томске было принято в марте этого года. Cognitive Pilot - разработчик и производитель беспилотной техники, оснащенной искусственным интеллектом, - входит в ядро этого кластера. В марте Антон Алиханов лично "познакомился" в Томске с симпатичным мини-трактором, который способен сам принимать ситуативные решения, выполняя поставленную ему задачу. А уже в июне заключен первый форвардный контракт, гарантирующий, по словам министра, заказчику - точные объемы производства, потребителю - точные сроки поставок.
- Робот-тягач - это еще один вариант нашей универсальной многофункциональной платформы, - уточнила Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot. - Другие варианты - это мини-трактор, который используется для роботизации сельского хозяйства, и робот-обходчик - для обследования объектов газовой промышленности.
Как сообщили в компании, робот-тягач весом 970 килограммов будет оснащен двумя электродвигателями, что позволит на короткие промежутки поднимать его обычную мощность в 30 л. с. до 50 л. с. Длина машины - 2,2 метра, ширина 1,4, высота - полтора метра. Набор сенсоров - две видеокамеры, радар и лидар - после испытаний может быть скорректирован. Кстати, испытания "умного" тягача в аэропорту, по условиям контракта, продлятся до конца 2026 года.
На первом этапе робот будет совершенно самостоятельно, без оператора, возить багаж от багажной ленты до места стоянки воздушного судна и обратно. Вес багажной тележки, которую будет транспортировать тягач, - около трех тонн. По оценке оператора Пулково, применение томского устройства ускорит обработку багажа почти на четверть - на 23 процента.
Скорость движения робота при чистке снега и покосе травы - 15 километров в час, что соответствует требованиям безопасности. "Мы рассчитываем, что реализация совместного проекта позволит оптимизировать операции по обслуживанию самолетов, обеспечить безопасность передвижения, а также переориентировать сотрудников на более сложные и нерутинные задачи", - сказал Леонид Сергеев, генеральный директор "Воздушные ворота Северной Столицы".
По словам Ольги Усковой, в Пулково реализуется не только первый в России, но и один из первых в мире проект массового использования беспилотников в воздушной гавани. При этом российские беспилотники могут выполнять целый класс задач, то есть являются редким, если не единственным примером многофункционального применения ИИ для решения задач аэропортов.
