Вышли на досанкционный уровень. Прибыль авиакомпаний кратно выросла на фоне высокой занятости кресел

Общий пассажиропоток российских авиакомпаний вернулся на досанкционный уровень
Общий пассажиропоток российских авиакомпаний вернулся на досанкционный уровень, операционная прибыль перевозчиков за год выросла в пять раз. При этом наблюдается аномально высокая занятость кресел, и дальнейший рост авиаперевозок возможен только при пополнении парков отечественными судами, следует из доклада Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

В 2024 году отечественные авиакомпании перевезли 111,7 млн пассажиров, годовой прирост составил 105,9%. "Общий пассажиропоток отечественных авиакомпаний вернулся на досанкционный уровень 2021 года", - говорится в докладе ассоциации. В 2021 году было перевезено 111 млн пассажиров, в 2022 - 95,2 млн, в 2023 - 105,4 млн, однако до допандемийного 2019 года (128,1 млн) пассажиропоток не дорос.

Из общего числа перевезенных пассажиров наибольший прирост наблюдался на международных линиях (20,1%), на внутренних он составил только 2%. При этом внутри страны на самолетах путешествовали втрое больше людей: 84,7 млн против 27 млн. Этот результат является вторым за всю историю гражданской авиации России, рекорд был зафиксирован в 2021 году (87,5 млн). Количество пассажиров, перевезенных в международных направлениях, было наибольшим за последние пять лет, но все равно вдвое меньше, чем в 2019 году (55,1 млн).

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Мария Кузнецова

По итогам пяти месяцев текущего года общий пассажиропоток снизился на 0,2%, в основном за счет внутренних линий. Международные, напротив, показали прирост на 3,3%, а в направлении дальнего зарубежья увеличение составило 10%. Такая динамика во многом обусловлена тем, что авиакомпании перераспределили свои парки судов в пользу перевозок в страны дальнего зарубежья. Однако в перспективе это может привести к ускоренному сокращению предложения на других направлениях и в результате - к стагнации или снижению общего пассажиропотока, считают в АЭВТ.

Отдельное внимание в докладе уделено занятости пассажирских кресел. За год показатель вырос на 1,7%, до 89,3%. При этом на межрегиональных рейсах он достиг 90,4%. Наибольшая заполненность самолетов была традиционно в июле и августе - 92,5% и 93,2% соответственно. В этом году высокий процент занятости пассажирских кресел сохраняется (88,3%). "Аномально" высокая занятость пассажирских кресел, даже в "низкий сезон", свидетельствует не только о стабильно высоком спросе на услуги воздушного транспорта, но и об отсутствии возможностей у отечественных авиакомпаний по наращиванию провозных емкостей адекватно существующему пассажирскому спросу", - считают в АЭВТ.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев согласен, что потенциал для органичного роста пассажиропотока в российских авиакомпаниях исчерпан. "Повышение цен на авиабилеты, конечно, может отсечь наименее состоятельных пассажиров и снизит занятость кресел, но это противоречит установке по повышению авиационной подвижности населения. А значит, нужны новые самолеты, без них радикально решить проблему не получится", - отметил эксперт в разговоре с "РГ".

Немного улучшить ситуацию могла бы легализация овербукинга (продажа большего числа билетов, чем есть мест в самолете) - это позволило бы выпускать в продажу дополнительное количество билетов. Но в большей степени улучшило бы ситуацию "спрямление" маршрутов, в первую очередь над Черным морем и в Калининград, так как увеличение продолжительности полета влечет дополнительные затраты. Но в ближайшее время это вряд ли возможно. "Есть некоторый потенциал при переводе провозных емкостей с международных линий на внутренние, но это негативно скажется на экономике авиакомпаний", - говорит Пантелеев.

По данным АЭВТ, в 2024 году авиакомпании несли повышенные затраты по всем основным расходам, например, затраты на авиационные горюче-смазочные материалы увеличились на 34,7%, на техобслуживание и ремонт бортов - на 34,8%. При этом сводная операционная прибыль авиакомпаний составила 71,1 млрд рублей, в пять раз больше, чем в 2023 году.

Комментируя эти цифры, Пантелеев указал, что итоги 2024 года не совсем точно отражают картину сегодняшнего дня. "Прошлый год был пиком, когда у авиакомпаний была возможность вслед за ростом покупательной способности увеличивать цены на авиабилеты. Да, билеты были относительно дорогими, но все равно они оставались доступными для потребителей. В 2025 году этот потенциал исчерпан", - считает эксперт.

Авиатранспорт