Российские ритейлеры готовы инвестировать в цифровое развитие

Более 78% ИТ-бюджетов в российском ритейле сосредоточено в 51 топ-компании розничной торговли. Причем в большей степени в областях продовольственного ритейла, продажи автомобилей и запчастей. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования ИТ-холдинга Т1, Фонда "Сколково" и TAdviser, представленного на ПМЭФ.

"Все, что хотят делать компании, так или иначе нацелено на повышение эффективности, исключение человеческого фактора, на то, чтобы остаться конкурентными", - пояснил мотивы инвестиций первый заместитель генерального директора ИТ-холдинга Т1 Дмитрий Харитонов.

Исследование выявило два ключевых фактора, подталкивающих ритейлеров к цифровизации: бурный рост e-commerce и острую нехватку персонала. Компании развивают омниканальность, инвестируя в мобильные приложения и персонализированный маркетинг на базе искусственного интеллекта (ИИ). Одновременно нехватка персонала делает автоматизацию более экономически выгодной альтернативой ручному труду. "Абсолютно во всех индустриях мы видим кадровый дефицит, и это во многом определяет бизнес-стратегию игроков", - констатировал Харитонов.

По его словам, увеличение количества касс самообслуживания в магазинах - прямое следствие проблем с персоналом: "Инвестировать в оборудование один раз и поддерживать его намного дешевле, чем платить зарплату каждый месяц". Поэтому самыми перспективными инструментами российские ритейлеры считают генеративный ИИ, дополненную реальность, цифровых двойников и складских роботов.

Опрос показал высокий уровень цифрового развития у лидеров ритейла: в их ИТ-инфраструктуре уже используются все ключевые ресурсоориентированные и специализированные отраслевые решения. Среди них - ЭДО, корпоративный контент (ECM), аналитика и отчетность (BI), обработка продаж на кассе (POS), кассы самообслуживания, программы лояльности, прогнозирование спроса и роботизация.

В исследовании отмечается, что компании с выручкой до 100 млрд рублей менее автоматизированы, но по-прежнему находятся на высоком уровне. Основные отличия - менее широкое применение касс самообслуживания, систем лояльности и инструментов для управления акциями и скидками. Независимо от масштаба бизнеса внедрение генеративного ИИ, рекомендательных механизмов и цифровых ассистентов остается приоритетом, пояснил Харитонов. В крупнейших компаниях этот фокус дополнен системами анализа больших данных и цифровыми двойниками.

При этом, несмотря на высокую цифровую активность, средняя доля ИТ-бюджета у крупнейших офлайн-ритейлеров составляет лишь 0,87% от годовой выручки, отмечается в исследовании. У лидеров e-commerce этот показатель достигает 2,89%, а иногда превышает 4%. В среднем по рынку, по данным Росстата, ИТ-затраты составляют 0,67% от выручки, при этом в большинстве других сфер бизнеса медианный показатель также не превышает 1,5%.

Отдельно эксперт прокомментировал подходы к импортозамещению. "В ритейле все довольно прагматично. Нет задачи просто импортозаместить. Делается то, что необходимо для того, чтобы работал бизнес", - подчеркнул Харитонов. По данным исследования, уровень замещения зависит от типа ПО: 47% - в системах управления ресурсами и бизнес-приложениях, 22% - в области ИТ и информационной безопасности, 20% - в офисных и коммуникационных решениях и лишь 11% - в специализированных ритейл-системах.

В ближайшие два года российские ритейлеры планируют сосредоточиться на внедрении специализированных решений в области клиентского сервиса, маркетинга, планирования и прогнозирования. Также в числе приоритетов - гиперавтоматизация, ИИ-системы рекомендаций, цифровые ассистенты, аналитика больших данных и автоматизация рутинных процессов с помощью программных роботов.