Что может появиться на площадке автозавода-банкрота в Ставрополе

Имущество обанкротившегося автомобильного завода "Ставрополь Авто" в городе Михайловске продали с торгов за 2,25 миллиарда рублей. Приобрел его ИП Владимир Арустамов. Как следует из документов торгов, он действовал в интересах московской компании "Центрстройинвест".

В открытых источниках сообщается, что владеет ею госкорпорация "Ростех" - через другую свою компанию "Технодинамика", занимающуюся научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук. "РГ" направила в "Ростех" запрос о планах развития производства, ответ пока не получен.

О перипетиях многострадального автомобильного завода "РГ" уже рассказывала. Изначально здесь планировали производить до 10 тысяч автомобилей в год и даже выпустили с конвейера 2,5 тысячи китайских внедорожников Great Wall Hover H3 и H5. Однако спрос на машины оказался невелик.

Перспективы сохранения автомобильного профиля завода-банкрота выглядят вполне реалистичными, особенно в контексте активного импортозамещения

Предприятие признали банкротом в 2020 году. Его долги на тот момент составляли около семи миллиардов рублей при стоимости завода примерно 14 миллиардов. Для руководства компании дело обернулось громкими уголовными делами, возбужденными по фактам мошенничества.

Имущество банкрота (весь производственный комплекс с цехами, складами и другой сопутствующей инфраструктурой, а также 207 гектаров земли) выставили на торги. В марте прошлого года управляющий заводом пытался продать его за 11,3 миллиарда рублей. Цена постепенно снижалась, причиной тому стало отсутствие подключения к коммунальной инфраструктуре, а также арест, наложенный на недвижимость Ленинским райсудом Ставрополя в рамках уголовного дела о мошенничестве.

И вот третьего июня ИП Владимир Арустамов из Калмыкии все-таки купил промышленную площадку бывшего завода за 2,25 миллиарда рублей. В торгах также принимала участие компания "Фаворит" из Краснодара, однако Арустамов сделал более выгодное предложение.

Кстати, регион тоже в свое время планировал купить "Ставрополь Авто" в краевую собственность, деньги в бюджет на это закладывали.

- Шли на такой шаг, чтобы сохранить площадку и ее индустриальный профиль, - сообщил корреспонденту "РГ" губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. - Для региона это важно. Но сейчас появился инвестор. Мы это приветствуем и готовы сотрудничать, чтобы развивать производственный комплекс. Это может быть выпуск автомобилей или других видов продукции. Мы готовы инвестору помогать. Сегодня территория "Ставрополь Авто", к сожалению, не обеспечена полностью инженерной инфраструктурой, то есть нет подключения к воде, электроэнергии и газу. Площадка является планово убыточной. Однако в руках достойного инвестора она однозначно может стать хорошим инвестиционным активом.

По мнению генерального директора компании Atomic Capital Александра Зайцева, это очень привлекательная сделка.

- 2,25 миллиарда рублей за весь имущественный комплекс выглядит низкой ценой по сравнению с изначальными инвестициями - в строительство завода было вложено более 12 миллиардов. Фактически новый собственник купил актив с 80-процентным дисконтом к балансовой стоимости. В лот вошли не только здания, но и оборудование, техника, коммуникации, то есть ценность сделки в том, что за относительно небольшие деньги приобретена готовая индустриальная площадка крупного масштаба. Для сравнения: строительство подобного завода с нуля заняло бы несколько лет и потребовало бы порядка 10-15 миллиардов рублей капитальных затрат, - отметил Александр Зайцев.

Он также предположил, что на территории бывшего автозавода можно разместить индустриальный парк, контрактное автомобильное производство (например, сборку машин китайских брендов, не имеющих собственных предприятий в России), логистический центр, производство по сборке специализированной техники, например сельскохозяйственной, а также производство автокомпонентов.

Перспективы сохранения автомобильного профиля завода-банкрота в целом выглядят вполне реалистичными, особенно в контексте активного импортозамещения и необходимости развития собственного автопрома, отметил управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев.

- "Ростех", обладая необходимыми технологическими компетенциями и финансовыми ресурсами, способен реанимировать производство, возможно, переориентировав его на выпуск автомобилей в партнерстве с дружественными странами, - сообщил эксперт.

По его мнению, интерес госкорпорации к данному активу может объясняться несколькими стратегическими соображениями. В частности, она сейчас активно диверсифицирует свой бизнес, выходя за рамки традиционного ОПК, и автопром представляет собой перспективное направление, особенно в условиях растущего спроса на транспортные средства отечественного производства. Кроме того, географическое расположение завода в Ставропольском крае может быть выгодным с точки зрения логистики и доступа к рынкам южных регионов.

- Альтернативным сценарием будущего завода может стать частичное его перепрофилирование под производство компонентов для автопромышленности или выпуск специализированной техники, что также соответствует компетенциям "Ростеха". В условиях санкций и необходимости локализации производства комплектующих такой подход может оказаться даже более рентабельным, чем полноценное автомобильное производство, - заключил Вадим Тедеев.

Эксперт считает, что важным фактором успеха проекта станет решение инфраструктурных проблем и снятие юридических обременений с имущества. Учитывая заинтересованность региональных властей в возрождении предприятия, эти вопросы, вероятно, будут решены в приоритетном порядке.