Эксперт: России и Китаю необходимо развивать производственную кооперацию

В 2024 году Россия заняла пятое место в рейтинге основных торговых партнеров Китая с товарооборотом около 245 миллиардов долларов. Но, как показала практика, торговля стала более волатильной, она сильнее подвержена влиянию внешних факторов.

Полагаю, время ее бурного роста в прошлом, но с ее помощью создан фундамент для более продвинутого взаимодействия в промышленно-технологической сфере. Сегодня все большую роль в экономическом партнерстве двух стран играет именно производственная кооперация, и это направление имеет хорошие перспективы. Импорт станков, средств производства и некоторых комплектующих увеличивается - это прочная основа для промышленно-экономического сотрудничества.

О достижениях КНР можно говорить много позитивного, и это вполне заслуженно. Китай - идеальный партнер для наращивания совместных производств. Он располагает всеми отраслями, содержащимися в соответствующей классификации ООН. Более 220 из 500 позиций основных видов промышленной продукции Китай изготавливает в количестве, превышающем аналогичный показатель любого другого государства.

Так, в прошлом году в стране произвели треть всех автомобилей в мире, 65 процентов бытовой техники. Более 570 индустриальных предприятий КНР входят в число 2500 компаний мира с самым высоким уровнем инвестиций в НИОКР.

В прошлом году в Поднебесной было открыто пять новых производственно-инновационных центров национального уровня в таких сегментах, как накопители энергии, микро- и нанотехнологии, современные молекулярные препараты, человекоподобные роботы, искусственный интеллект.

Как российскому предпринимателю или китайской компании использовать эти достижения, как найти надежного партнера в другой стране и обеспечить успех совместного дела? Прилив, как говорят в Китае, поднимает все лодки. Производственный и технологический прогресс одной страны способствует развитию другой.

Исходя из опыта, я рекомендую нашим компаниям при проработке идей промышленно-технологического сотрудничества с Китаем определиться: какова цель совместного производства, партнера с какими промышленными и технологическими компетенциями вы ищете? На какие рынки будете ориентироваться?

Первые, хотя бы приблизительные ответы на эти вопросы позволят двигаться дальше. Нужно углубленно изучить китайский рынок и соответствующий промышленный сектор. Это требует времени, ресурсов, в том числе знаний китайского языка. Торговые представительства и Минпромторг России готовы на этом этапе помогать консультациями и информацией, но само решение остается за компаниями.

Следующий этап - выбор зарубежного партнера. Советую активно посещать форумы и выставки как в Китае, так и в России. Где разместить новое предериятие - вопрос непростой и комплексный, требующий глубокой проработки, понимания специфики выбранной отрасли.

Степень важности российского рынка для китайских компаний повысилась до уровня, ранее казавшегося недостижимым

Локализация совместного производства в Китае упрощает доступ к потребителям страны, в том числе по каналам госзакупок. Это может обеспечить доступ и на рынок третьих государств. Товары с российским дизайном, частично произведенные у нас, после окончательной доработки получат лейбл "Сделано в Китае" и могут свободно поступать на рынок недружественных стран.

Наладив выпуск в Китае, можно обеспечить импорт в Россию той продукции, которую из-за санкций по другим схемам поставить невозможно. Промышленные компетенции китайской рабочей силы зачастую позволяют быстро и эффективно наладить производство даже по российским технологическим картам, и такие примеры уже есть.

В ряде регионов и специальных зон КНР действуют преференциальные налоговые и административные режимы. Конечно, нельзя не видеть и сложности - высокий уровень конкуренции и, несмотря на меры, принимаемые правительством, относительно слабая защита прав интеллектуальной собственности, а в отдельных провинциях значительные расходы на локализацию.

Поэтому мы рекомендуем обратить внимание на реализацию проектов промышленной кооперации в китайских зонах технико-экономического развития, ориентированных на российских участников, а также в техно- и промпарках. Мы, торговые представители, готовы высказать свои рекомендации относительно конкретных промышленно-производственных и транспортно-логистических площадок в Китае.

По оценкам российских экспертов, количество среднемесячных регистраций юридических лиц в России с участием представителей КНР с 2022 по 2024 год выросло в 3,6 раза. По данным Федеральной налоговой службы РФ, общее число компаний и индивидуальных предприятий с китайским участием, зарегистрированных в нашей стране на конец прошлого года, увеличилось на 41 процент по отношению к 2023-му и составило 11 тысяч.

Самые известные примеры локализации производства: инвестиции Great Wall Motors в сборку автомобилей в Тульской области, выпуск бытовой техники Haier в Татарстане, изготовление дрожжей Angel Yeast в специальной экономической зоне в Липецкой области.

В этом контексте отмечу, что для крупных производственных корпораций и китайских инвесторов стратегически верным было бы подписание специальных инвестиционных контрактов. В этом случае государство гарантирует инвесторам не только льготный режим налогообложения, но и возможность участия в госзакупках.

Если иметь в виду реализацию проектов на территории нашей страны, то, по оценкам наших китайских партнеров, степень важности российского рынка для компаний КНР повысилась до уровня, ранее казавшегося недостижимым. Успешно закрепить свои позиции на средне-долгосрочную перспективу смогут те китайские компании, которые примут своевременное решение о локализации производств на территории РФ.