Пользователям каршеринга хотят предложить отечественные автомобили

Каршеринговые компании могут обязать использовать высоколокализованные машины. Соответствующий законопроект сенатора Андрея Кутепова сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Соавтор нашумевшего и уже принятого закона о локализации такси в пояснительной записке к новой инициативе указал, что доля китайских автомобилей в парках некоторых операторов каршеринга, по данным на 2023 год, составляла от 30 до 50 процентов. Он также подчеркнул, что каршеринг активно развивается, краткосрочной арендой автомобилей пользуются в среднем по 140 тысяч раз в день. Глава минпромторга Антон Алиханов инициативу одобрил, увидев в ней дополнительные возможности для развития отечественного автопрома.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов назвал законопроект вполне логичным продолжением истории по расширению спроса на высоколокализованную продукцию.
"Если говорить с точки зрения реализуемости, никаких существенных сложностей здесь, наверное, не будет. Но есть другой момент - люди могут отказываться пользоваться отечественными машинами, особенно на дальние расстояния. Экономика процесса тоже может пострадать. На иностранной машине можно проехать намного больше. Ну и окупаемость наших машин будет достаточно долгой, что может привести к уходу с рынка большого количества каршеринговых сервисов", - считает он.
Автоэксперт Игорь Моржаретто назвал закон о локализованных автомобилях в такси и аналогичный проект по каршерингу политическими решениями. На потребителей услуг они, по его мнению, особо не повлияют. "Цены и так вырастут. Из-за высочайшего утилизационного сбора и дорогих автокредитов, из-за инфляции", - считает Моржаретто.
Каршеринговые компании отказались комментировать законодательную инициативу, но подтвердили - в автопарках много машин иностранного, в том числе китайского производства, и на них наибольший спрос. Так, в компании "Ситидрайв" более 20 тысяч машин различного класса: эконом, комфорт, премиум и электромобили, всего более 25 марок и 60 моделей. "Повышенным спросом пользуются Haval, Geely, Chery и Changan", - рассказали там. Парк "Делимобиля" насчитывает около 31 тысячи автомобилей, преимущественно категории комфорт и выше. Самые популярные модели в этом году: VW Polo, KIA Rio X-Line, Geely Coolray, Haval Jolion, Exeed LX, Nissan Qashqai, Jaecoo J7, JETTA VS5.
Рынок каршеринга активно развивается не только в столице, но и в регионах. "Ситидрайв" присутствует в семи городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сочи, Краснодаре и Ростове-на-Дону. "Яндекс Драйв" - в шести: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сочи, Саратове. "Делимобиль" - в 15: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Туле, Казани, Ростове-на-Дону, Уфе, Перми, Сочи, Ярославле и Челябинске.

В "Ситидрайв" рассказали, что за прошедший год число запросов на аренду машин выросло на 40 процентов. Спрос остается стабильно высоким независимо от сезона. При этом в летний период преобладают длинные маршруты и путешествия на природу. Появилась новая тенденция - аренда автомобилей для путешествий и отпуска. "Многие горожане охотно берут автомобили на длительный срок, иногда до нескольких недель, используя их для внутренних путешествий и посещения близлежащих регионов. Меняется и профиль предпочтения транспортных средств: популярность седанов снижается, а компактные кроссоверы выходят на передовую", - отметили в компании.
"Делимобиль" оценивает рост спроса по итогам прошлого года в 20 процентов. В компании считают, что это произошло в том числе за счет активного развития автопарка в разных категориях, выхода в новые регионы, увеличения средней длительности аренды и дальности поездок, а также роста популярности каршеринга в качестве альтернативы собственному автомобилю.
"Спрос на каршеринг растет с приходом тепла во всех регионах России. Например, по итогам майских праздников этого года москвичи и гости столицы совершили на 22 процента больше поездок, чем годом ранее. Средняя дистанция поездки выросла на 35 процентов. Во многом это обусловлено возросшей популярностью длительных аренд от одного дня - их количество в Московском регионе выросло на 32 процента год к году, а также междугородних поездок, во время которых пользователи проезжали сотни и тысячи километров", - рассказали в компании.
Там также заметили, что пользователи из Москвы при аренде от одного дня чаще всего ездили по области, а по тарифу "Межгород" люди чаще всего уезжали на делимобилях в Санкт-Петербург, Казань, Самару и Нижний Новгород. Пик междугородних аренд в компании в этом году пришелся на начало длинных выходных - 1 мая и 7 мая. Повышенным спросом с 1 по 11 мая также пользовались поездки и завершение аренды в аэропортах Москвы. По сравнению с прошлым годом рост таких поездок составил 45 процентов.