Волгоград дал начало нескольким крупным франшизам, которые ушли далеко за рамки родного города и региона: "Блинбери", "Морожко", "Сушивесла" и другие.
- Волгоград всегда был самым слабым миллионником в России. Мы шутили: если что-то пошло у нас, значит, пойдет в любом другом городе, - говорит лидер направления франчайзинга сети ресторанов Mybox Александр Назаров. - По сути, теперь с учетом налоговых изменений бизнес в России может развиваться только по модели франчайзинга. Создавать собственную сеть с филиалами - это большие риски.
Впрочем, масштабирование по франшизе тоже имеет свои подводные камни. Например, Назаров столкнулся со слабой платежной дисциплиной партнеров. Быстро росла дебиторская задолженность. Пришлось брать отдельного менеджера, который занялся ее погашением.
- На сегодня 78 тысяч предпринимателей осуществляют деятельность в нашем регионе. Количество тех, кто проявляет интерес к франчайзингу, с каждым годом растет, поскольку все понимают эффективность такого инструмента. Это реальный способ масштабировать бизнес с гарантированным успехом, - считает начальник управления развития предпринимательства Волгоградской области Светлана Коробова.
В регионе самые востребованные франшизы - это рестораны и кафе быстрого питания, оказание услуг по наведению красоты, медицинские клиники и сектор ИТ. К примеру, Людмила Оганесян создала сеть студий красоты и загара.
- Мы начинали восемь лет назад с одной студии. Сейчас в Волгограде четыре полноценных салона с полным спектром услуг. Открывать собственные салоны - это долго и дорого. Для нас франшиза - это распространение бренда под полным контролем. При этом сам процесс подталкивает к тому, чтобы взглянуть на себя со стороны, увидеть все плюсы и минусы. На этапе "упаковки" под выход на рынок нам пришлось отшлифовать бизнес-процессы.
Впрочем, далеко не все опрошенные нами эксперты рынка уверены в гарантированном успехе бизнеса на основе франшизы, хотя вероятность такая и оценивается, как высокая. От 50 до 90 процентов работают открытых по франшизе предприятий держатся на рынке дольше одного года, чего нельзя сказать о собственном деле " с нуля". Дольше года по статистике работают 5-10 процентов открывающихся компаний. Франшиза, несомненно, более надежный вариант.
- Противники франчайзинга часто упирают на то, что в таком предпринимательстве нет творчества. Но часто собственникам бизнеса их так называемое творчество приносит только головную боль и потерю денег, - подчеркнул основатель трех франшиз Сергей Дегтярев. - Покупая франшизу, ты становишься владельцем микробизнеса, но, действуя только в рамках своего города, миллиард не заработать.
Участники рынка сходятся во мнении, что нет единственного рецепта успешной франшизы. Есть примеры бизнеса, который приносил прибыль в пределах 150-200 тысяч рублей в месяц, что считается неплохим показателем на старте. Для кого-то это сумма будет явно недостаточной. Потенциальным покупателям рекомендуют хорошо изучать рынок, потому что все рейтинги и показатели относительны. Компании работают в разных сферах и ценовых сегментах. В каждой свой "порог вхождения". Эксперты советуют изучать отзывы в других регионах и следить за динамикой развития франшизы, чтобы не купить уже затухающий бизнес.
Дмитрий Кургуз, основатель сети комнат интерактивных развлечений для детей:
- Чтобы увеличиваться в масштабе самостоятельно, надо постоянно привлекать средства. Открытие интерактивного парка стоит три миллиона рублей. Чтобы открыть десять, нужно 30 миллионов. А по модели франшизы тебе нужно находить не деньги, а только людей, у которых они есть. Это, в целом, проще. Покупателю же первым делом стоит определиться с нишей, захотеть что-то конкретное. Затем выбрать качественную франшизу, изучить обратную связь. Если не торопиться, то результат будет.