Комплексные планы долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов АЗРФ будут дополнены - перечень новых наиболее значимых строек размещен недавно на сайте Кремля. На Северо-Западе планы со знаком "плюс" получат несколько регионов. В списке - Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ, Республика Коми и Карелия.
В первую очередь дополнены планы арктических агломераций. В Поморье, к примеру, такая агломерация объединяет Архангельск и прилегающие к нему города Северодвинск и Новодвинск.
Акцент - на столице области. Новые ресурсы будут направлены здесь на развитие городских окраин - южной и северной частей Архангельска. Север города войдет в долгосрочный план опорного пункта в связи с тем, что здесь находится один из набирающих обороты погрузочных районов морского порта. Для того чтобы увеличить пропускную способность дороги к нему, Маймаксанское шоссе Архангельска от улицы Победы до улицы Капитана Хромцова, а также мостовые сооружения ждет реконструкция. На сайте Кремля уточняются даты работ - с 2029 до 2032 год.
- Стратегия развития города основана на его конкурентных преимуществах: это портовая инфраструктура и выход в Арктику, - пояснил "РГ" глава Архангельска Дмитрий Морев. - С учетом грузопотока, который направляется сегодня в районы Архангельского порта, речь идет о развитии логистической инфраструктуры: это касается и мостов, и дорог, в том числе железной, и причальных сооружений.
Отметим, что северная часть Архангельска начала активно развиваться, так как растет грузопоток в порт столицы Поморья - за счет каботажных рейсов и увеличения экспорта из Китая, а также импорта в эту страну. По итогам 2024 года именно Архангельск, согласно данным Ассоциации морских торговых портов, показал наибольший рост грузооборота среди других арктических гаваней России: плюс к предыдущему году составил здесь более 39 процентов.
В направлении морских ворот подтягивается и архангельский бизнес. Так, в северной части города, на территории 14-го лесозавода, сегодня создается предприятие с портовыми мощностями. Именно на маймаксанском направлении концентрируются и несколько проектов резидентов Арктической зоны - их частью стало строительство новых причалов.
Решение о капитальном ремонте этого фарватерного транспортного автомобильного узла власти приняли с проекцией на будущее, так как морской грузопоток в Архангельск в этом году продолжает увеличиваться. Достаточно сказать, что за первые четыре месяца рост составил более восьми процентов - на фоне того, что остальные арктические гавани, по статистике Ассоциации морских торговых портов, показали минус. "Бутылочное горлышко" рядом с северной гаванью города планируется расширить до четырех или трех полос.
Запланировано также техническое перевооружение электросетевого хозяйства Архангельска - чтобы увеличить резервные мощности города. Этот проект должен стартовать уже через два года.
А стремительно растущие округа Архангельска - Майскую Горку и Варавино-Фактория - ждет реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения. Не останется в стороне и городская теплоэлектростанция - уже в этом году на ней должно начаться строительство еще одного вывода тепловых сетей.
По словам главы города, это те самые барьеры для роста Архангельска - узкие места систем энергоснабжения, - которые необходимо расшивать: спальные районы столицы Поморья сегодня растут на юг, причем темпы строительства в южных округах Майская Горка и Варавино-Фактория уже значительно опережают создание новых сетевых коммуникаций: "резервные мощности по воде и по теплу заканчиваются".
Поэтому власти вынуждены начать работу по проектированию четвертого вывода с Архангельской теплоэлектроцентрали - он позволит увеличить резерв мощностей ТЭЦ на 15 процентов. Одновременно в южном направлении проектируется магистральный водовод коммуникаций. После того как проекты пройдут Госэкспертизу, начнется процесс поиска финансирования строительно-монтажных работ.
Дополнительное финансирование из федерального бюджета будет выделено и на реконструкцию главного связующего звена агломерации - дороги Архангельск - Северодвинск. Об этом недавно сообщил зам председателя правительства РФ Марат Хуснуллин:
- Знаю, что всех беспокоит дорога от Архангельска до Северодвинска, и я дал сегодня все поручения ускорить дополнительное финансирование на строительство этой дороги и еще целого ряда федеральных дорог.
Одновременно Поморье рассчитывает на сохранение темпов федерального финансирования, которое направляется на модернизацию трассы М-8 "Холмогоры" - единственной шоссейной дороги, связывающей Архангельскую область с Центральной Россией.
Тем временем агломерацию Нарьян-Мара, по данным Кремля, ждет реконструкция аэродрома и аэропорта - срок начала работ перенесен на 2027 год. Ранее говорилось о том, что реконструкция аэропорта в Нарьян-Маре начнется в 2025 году, а объем необходимых для этого средств оценивался в десять миллиардов рублей.
Напомним, что в НАО нет железной дороги, а единственная автотрасса, связывающая регион с большой землей, полностью зависит от погодных условий и скорее подходит для водителей-экстремалов. При этом взлетно-посадочная полоса аэропорта Нарьян-Мара достаточно изношена - ей уже более 45 лет. Хотя для города в 23 тысячи человек пассажиропоток здесь достаточно большой - 200 тысяч человек в год.
Вначале реконструкцию "взлетки" предполагалось вести в рамках государственно-частного партнерства. Но недавно власти НАО уточнили: взлетно-посадочную полосу передадут федеральному учреждению, которое займется ее проектированием и реконструкцией. В федеральном и региональном бюджетах для этого предусмотрены 10 миллиардов рублей. Планируется, что концессионное соглашение будет заключено в первом квартале 2026 года.
Новый аэропорт должен появиться и в Республике Коми - он вошел в долгосрочный план для агломерации Воркуты начиная с 2027 года. В этом же году в Воркуте планируется начать и ремонт кольцевой автомобильной дороги общего пользования местного значения.
А для Карелии в список дополнительных мероприятий вошла реконструкция дорог и мостов в Беломорске. В перечне также приведение в порядок моста через реку Кемь в одноименном городе. Напомним, что в список опорных пунктов АЗРФ в Карелии вошла Кемско-Беломорская агломерация (Кемский и Беломорский районы) на северо-востоке республики.