Авторынок даст шанс

Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на развитие рынка коммерческого транспорта в 2025 году будет глобальный профицит (переизбыток) техники ключевых азиатских марок на складах, завезенной еще в 2024 году.

Техника, зашедшая "под старый утиль", не распродана до сих пор, и при текущих темпах продаж ее хватит до 2026 года. Большинство импортеров не рассматривали "пессимистичный" сценарий в качестве базового, и падение объема продаж фактически на 50 процентов в первом квартале этого года многих поставило в крайне сложную ситуацию, способную приводить к кассовым разрывам и дефолтам. И казалось бы, куда уже хуже, но результаты апреля оказались еще более плачевными. Падение произошло как в сегменте тяжелой техники (HCV 16+ тонн), так и в среднетоннажной (MCV 3,5-16 тонн).

Таким образом, зачастую убыточный для большинства поставщиков демпинг станет основным фактором, характерным для рынка новых грузовиков. Исключение составляет, пожалуй, только рынок автомобилей с пробегом, который смог показать хоть и еле заметный, но все же рост в размере 0,7 процента (48,3 тысячи штук) против прошлого года. Это вполне закономерно, так как для многих предпринимателей и владельцев бизнеса подобные инвестиции являются экономически оправданными на фоне падающего рынка даже с учетом покупки бывшей в употреблении техники в кредит или лизинг.

Вторым важным фактором является существенный "сдвиг вправо" сроков нормализации геополитической ситуации, отсутствие положительных изменений стоимости инвестиций для бизнеса и в результате - рост банкротств и изъятие лизинговыми компаниями проданной ранее техники. Вполне вероятно, что последующие заседания ЦБ станут переломными и начнут цикл снижения ставки. Однако реально ощутимый результат этого процесса в автобизнесе можно будет увидеть не ранее 2026 года. Неподъемные ставки лизинга, общее замедление экономики, заморозка стройки и сокращение объема грузоперевозок являются ключевыми триггерами продаж новой коммерческой техники. Отдельные марки будут стимулировать покупателей и брать на себя часть их издержек, чтобы сохранить долю рынка и темпы продаж, поэтому вполне возможно, что в ближайшее время мы увидим увеличение количества интересных маркетинговых и финансовых программ от сильных импортеров и производителей.

Таким образом, возможно, именно сейчас у покупателей есть шанс получить привлекательное коммерческое предложение, которого в дальнейшем уже точно не будет. Реальную общую индексацию цен стоит ожидать в четвертом квартале текущего года или в начале 2026-го. Скорее всего, тут сойдутся два процесса: начало восстановления спроса и снижение остатков техники на складах импортеров, которая далее уже будет заходить с новым утилизационным сбором. При этом можно не сомневаться, что отечественные производители воспользуются ситуацией, возникшей у импортеров, и обязательно проиндексируют свои цены независимо от предоставляемых льготных условий и финансирования со стороны государства.

СЗФО