Доля кредитов и займов малому и среднему бизнесу (МСБ) с элементами государственной поддержки, льготами и прочими стимулирующими факторами действительно сокращается, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров на основе наблюдений за рейтингуемыми клиентами и статистикой Банка России.
"С одной стороны, оптимизируются бюджетные процессы. Многие государственные агенты по развитию МСБ в планировании своей деятельности отталкиваются от предварительно согласованных размеров субсидий, государственного финансирования и прочих вводных, закладываемых в бюджет, - говорит эксперт. - С другой стороны, многие программы государственного стимулирования на фоне текущих условий денежного рынка потеряли привлекательность для банков и прочих финансовых институтов из-за низкой доходности".
Микропредприятия отличаются меньшим числом сотрудников (до 15 человек) и выручкой (до 120 млн руб.). По данным ОКБ, больше половины кредитов в сегменте микробизнеса приходится на суммы до 1 млн руб. А 46% - на суммы от 1 до 10 млн руб. Среди малого бизнеса кредиты в схожем диапазоне берут 54%. На суммы от 10 до 30 млн руб. - 23%, от 30 до 100 млн руб. - 12%.
При этом 40%, как и кварталом ранее, приходится на оптовую и розничную торговлю, а также на сервисы по ремонту авто и мотоциклов. В целом кредитный портфель микропредприятиям без проблемных долгов составляет 0,3 трлн руб., малому бизнесу - 0,8 трлн руб.
"Если рассуждать исключительно о микрофинансовых организациях предпринимательского финансирования, там велика доля государственных МФО (микрофинансовых организаций. - "РГ"), которые выдают кредиты таким направлениям, как строительство, транспорт, логистика, массовое производство", - рассказал эксперт.
Именно эти ниши отличаются большей консервативностью в планировании и чувствительностью к внешней среде в сравнении с типичными клиентами коммерческих МФО. Активность последних заметно обгоняла активность государственных в последний год, добавил Асатуров. Среди заемщиков - как правило, предприниматели, задействованные в электронной коммерции с высокими оборотами, короткими бизнес-циклами и такой же потребностью в коротких займах и, соответственно, меньшей чувствительностью к неопределенности.
По итогам первого квартала 2025 года число малых и средних предприятий в России превысило 6,7 млн, поднявшись на рекордные с 2016 года 118 тыс. компаний и ИП, ранее отметили в Корпорации МСП.