Новая трасса сократила путь из Краснодара на Крымский мост

Автодорога А-289 протяженностью 119 километров, соединившая столицу Кубани и Крымский мост, готовится к своему первому летнему пиковому сезону. О том, каковы плюсы и минусы трассы и как сегодня организован досмотр на мосту, узнали корреспонденты "РГ".
И вот мы у Крымского моста: пунктов пропуска здесь два - ручной и со стационарным сканером.
И вот мы у Крымского моста: пунктов пропуска здесь два - ручной и со стационарным сканером. / Владимир Аносов

Трасса начинается в станице Марьянской, расположенной практически на административной границе Краснодара. От Западного обхода краевой столицы - около 20 километров. А-289 - это платный дублер одноименной автодороги, которая также приведет к Крымскому мосту и проходит правее. Это как в сказке: пойдешь (на развязке) направо - время убьешь, пойдешь прямо - деньги потеряешь. После ввода в строй она также была бесплатной, но в канун майских праздников дорожники установили цену за проезд.

Чтобы проехать по прямой, как стрела, дороге 119 километров, необходимо заплатить за легковой автомобиль 750 рублей. Для трехосных и более автобусов, а также грузовых фур такса достигает 2217 рублей. Это и есть цена сэкономленного времени. Трасса разделена на несколько платных участков, ограниченных развязками на Славянск-на-Кубани, станицу Варениковскую и Темрюк.

"Трасса оснащена безбарьерной системой взимания платы "Свободный поток". Над дорогой установлены рамки с датчиками, которые считывают информацию на ходу и на ее основе формируют сумму к оплате. Для пользователей, которые планируют регулярные поездки по трассе, предусмотрены абонементы, позволяющие экономить на проезде до 50 процентов в пересчете на одну поездку. Также на этой дороге действует программа лояльности, благодаря которой владельцы транспондеров T-pass могут получить скидку до 15 процентов", - рассказали в компании "Автодор".

Старая двухполосная дорога долгие годы была оптимальным вариантом транспортной связи Краснодара со Славянском-на-Кубани, Темрюком и Таманью, по ней же можно было доехать и до Анапы. Главный ее недостаток заключается в том, что проходит она через множество населенных пунктов, где скорость ограничена.

Когда-то пропускной возможности старой дороги было вполне достаточно, но теперь она также стала обеспечивать в разы возросший туристический поток на полуостров. Справлялась с этой задачей довольно посредственно даже до открытия Крымского моста. Пробки на двухполосной трассе стали притчей во языцех: если от Краснодара до Славянска-на-Кубани можно было доехать относительно быстро, то далее образовывались многочасовые заторы. В дороге люди проводили до шести часов. Новую А-289 как раз построили без захода в населенные пункты.

Здесь по две полосы в обе стороны, потоки разделяют железобетонные отбойники, густо установлены фонари - еще одно преимущество трассы понимаешь в ночное время, когда она хорошо освещена. Ограничение скорости - 90 километров в час. Что касается дорожного полотна, выполнено оно без нареканий, машина идет плавно. Главное - не уснуть от однообразия.

Водитель Андрей проезжает по этой трассе уже не в первый раз. Неоднократно ездил по ней в Анапу, сегодня направляется в Керчь.

- Очень качественное покрытие у дороги. А главное ее преимущество раскрывается ночью, таким освещением не каждая платная трасса может похвастаться. Вообще удобно. Если есть в автомобиле круиз-контроль, выставляй скорость и любуйся видами вокруг, - рассказал Андрей.

Шиномонтаж у станицы Старотитаровской - редкая возможность ремонта прямо на трассе. Фото: Владимир Аносов

Посмотреть по сторонам есть на что. Поля пшеницы и цветущего рапса сменяют рисовые чеки, заполненные водой. Это место обитания разнообразных птиц, например цапель, которые устраивают охоту на глазах у автолюбителей. Потом за стеклом проносятся сады и виноградники на фоне далеких и невысоких гор, и вот уже стелется желто-зеленый степной ковер, в который красными пятнами вплетаются маки. И в мае на Кубани захватывающие виды.

Нельзя не упомянуть и о недостатках. Сопутствующая дорожная инфраструктура пока бедна. Съезды для остановок есть, но они пустынны. Нет ни скамеек, ни даже капельки тени. Просто заасфальтированная площадка в чистом поле с несколькими саженцами деревьев, которые, похоже, уже не приживутся. Ближайшая от станицы Марьянской автозаправка в 60 с лишним километрах, практически на полпути до конца трассы. Семьям с маленькими детьми лучше посетить санузел заранее.

Оканчивается платная А-289 на развязке на Темрюк и на Анапу и переходит в бесплатную трассу А-290 Новороссийск - Керчь.

Не спеша и делая частые остановки на кофе-брейки, мы проехали путь от Марьянской до пункта пропуска Керченского моста чуть более чем за три часа.

Кстати

Памятка для проезда по Крымскому мосту

  • Для проезда по мосту допускаются легковые автомобили, пикапы, рейсовые автобусы и пассажирские микроавтобусы, включая "Газели". Грузовым автотранспортным средствам въезд запрещен.
  • На 137-м километре дороги А-290 организован пост для распределения потоков транспорта. Машины без багажа и с компактно упакованными вещами направляются на площадку для ручного досмотра. Машины с негабаритным грузом и рейсовые автобусы - на сканер инспекционно-досмотрового комплекса.
  • Рекомендуется избегать укладки вещей в большое количество мелкого багажа. Упаковывайте вещи компактно. Оптимальный размер багажа для прохождения через интроскоп - 65 х 75 сантиметров.
  • О загруженности моста можно узнать из его официального Telegram-канала. Здесь же публикуется информация о закрытии моста. Информация обновляется ежечасно.
Личный опыт

Как проходит досмотр

Досмотр занимает всего семь-восемь минут, конечно, не считая времени в очереди. Так, утром первого мая здесь образовалась гигантская пробка более чем из трех тысяч машин в обоих направлениях. Ожидание в очереди достигало пяти часов. Первомайская пробка рассосалась достаточно быстро, к следующему утру заторов не оказалось.

В нашем случае обошлось вовсе без очередей.

...Одна из двух полос, ведущих к досмотровым пунктам, отделена дорожными барьерами и закрыта для проезда обычного транспорта. Через короткие промежутки на обочине стоят пластиковые туалетные кабинки.

Всего пунктов пропуска два - ручной и со стационарным сканером, который "прощупывает" машину целиком вместе с грузом в специальном ангаре. Сотрудник пункта пропуска рекомендовал нам направиться на ручной досмотр - так быстрее.

Недавно пункт досмотра со стороны Кубани представлял собой несколько бытовок-вагончиков, а осмотр автомобиля происходил на солнцепеке. На этом фоне пункт с крымской стороны был верхом совершенства - огромный навес над десятками автомобилей, которые проходят одновременный досмотр. Теперь на Кубани стоит точно такое же сооружение.

...Выворачиваем к одному из четырех потоков досмотра, в каждом из которых одновременно проходят процедуру по несколько автомобилей. Пассажиров с багажом приглашают на досмотровый пункт с интроскопом, который выглядит как любой другой в аэропорту или на железнодорожном вокзале. Очереди нет, мы быстро сгружаем кладь на ленту транспортера, проходим через металлоискатель.

А пока сотрудник УВО минтранса осмотрел салон автомобиля и с помощью телескопического зеркала - днище. Теперь уже водитель направляется на досмотр.

На все про все у нас ушло семь-восемь минут. Уже после досмотра мы дольше стояли в очереди на въезд на мост. Несколько потоков автомобилей здесь сливаются в один, конечно, приходится ждать.

Справка "РГ"

22 декабря прошлого года президент Владимир Путин открыл ряд автодорожных объектов в разных уголках страны, среди которых была и трасса А-289. Ее строительство началось в 2021 году. В результате время проезда из Краснодара к Крымскому мосту сократилось с четырех-шести до двух-трех часов.