Здание Центральной детской библиотеки открылось 4 января 1984 года, до этого книжный фонд ютился в старом купеческом домике с маленьким читальным залом. Идея строительства принадлежала известному в советское время писателю и земляку Савве Дангулову: он не просто перечислил весь гонорар за свой нашумевший исторический роман "Дипломаты", но и предложил участок родительской земли.
- Дангулов желал, чтобы детская библиотека в его родном городе отличалась от всех других в стране, - рассказывает заведующая домом-музеем писателя Ольга Василинич. - Будучи близко знакомым с художниками, он собрал коллекцию живописи. Вот почему, поднявшись на второй этаж, любой гость от удивления прирастает к полу. Уж слишком силен контраст: с одной стороны, стеллажи с картотекой книг, а с другой - экспозиция работ самых разных школ и направлений. Уже сорок лет она носит название "С мыслью о матерях...".
На стенах оживают полузабытые акварели Ореста Верейского, ставшие иллюстрациями к советским многотиражным изданиям произведений "Анна Каренина" и "Тихий Дон". Есть здесь выразительный портрет "Мать", написанный народным художником РСФСР Виталием Горяевым. Именно его глазами мы в детстве видели героев на страницах сборников стихов Агнии Барто и Самуила Маршака, произведений Марка Твена и Юрия Олеши.
Невозможно пройти мимо женских образов японской художницы Тоси Маруки (даже если вы до этого не слышали ее имя), которая отправилась в Хиросиму через три дня после ядерного взрыва. Она провела там целый месяц, вместе с другими расчищая завалы, спасая раненых и хороня мертвых. Эхом пережитой трагедии стали фрески и сотни рисунков, запечатлевших то, о чем взрослые частенько стараются забыть. Но только от одной ее акварели, где изображена мать, укрывающая своим телом младенца от атомного облака, по спине пробегают мурашки. "...Пусть читатель поймет, что все в жизни начинается с матери, с азбуки ее души", - убежденно считал Дангулов.
Перед открытием детской библиотеки в Армавире картины временно выставлялись в Доме дружбы народов в Москве. По воспоминаниям современников, увидевший экспозицию тогдашний министр культуры СССР Петр Демичев попросил Савву Артемьевича оставить ее в столице, а иностранцы - и вовсе выкупить. Но Дангулов отказался от предложений, аргументировав, что маленькому армавирцу тоже должны быть доступны настоящие произведения искусства.