Западным конкурентам хризотила не удалось запретить его добычу и оборот

В Женеве завершилось 12-е заседание конференции сторон Роттердамской конвенции по контролю за опасными химическими веществами и пестицидами. Антихризотиловому лобби из Евросоюза, Австралии и Канады опять не удалось остановить работу целой отрасли, в которой только в нашей стране занято 400 тысяч человек. Против выступили семь государств: Россия, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Индия, Зимбабве и Лаос. Их поддержали представители международного Альянса профсоюзных организаций "Хризотил", Международной хризотиловой ассоциации и конфедерации работодателей Казахстана.
На митинге скандировали лозунги и демонстрировали флаги "Сhrysotile forever".
На митинге скандировали лозунги и демонстрировали флаги "Сhrysotile forever". / Пресс-служба комбината "Ураласбест"

Перед началом дебатов возле конгресс-центра состоялся митинг: представители профсоюзов России, Индии, Пакистана, Вьетнама, Лаоса, Бельгии и Сальвадора скандировали лозунги и демонстрировали флаги с призывами "No chrysotile ban!" и "Сhrysotile forever". Борьба за право существования "горного льна" на мировом рынке ведется уже почти два десятка лет. Он является сырьем для 300 видов недорогих стройматериалов, в том числе кровельного шифера, труб, фасадных панелей, термоизоляции, выдерживает нагрев до 1500 градусов по Цельсию, химически инертен, пластичен, обладает низкой электро- и теплопроводностью. Лидерами по добыче хризотил-асбеста считаются Россия и Казахстан, а потребляют его больше всего страны, где проживает около 70 процентов населения земли, прежде всего в Юго-Восточной Азии.

Выигран раунд, но борьба не окончена - вновь судьбу минерала будут решать в Женевев 2027 году

Почему же на такой полезный материал пытаются наложить вето? Антагонисты умышленно приравнивают натуральный и проверенный временем хризотиловый асбест к амфиболовому, выведенному из оборота еще в 2004 году. В ЕС нет своих месторождений минерала, там используют более дорогие аналоги, а конкурента пытаются выдавить с помощью экоповестки. При этом никаких научных аргументов токсичности хризотила оппоненты привести не могут, тогда как многочисленные исследования международных организаций и профильных НИИ доказывают, что при контролируемом использовании он безопасен.

События в Женеве, как бы далека она ни была от России, непосредственно влияют на экономику УрФО: в Свердловской области расположено самое крупное в Европе Баженовское месторождение "горного льна": добыча ведется на площади 40 квадратных километров. На долю комбината "Ураласбест" приходится 45 процентов российского производства и 21 процент мирового.

По словам Дмитрия Селянина, советника председателя Альянса "Хризотил", производители и потребители минерала будут и дальше всеми правовыми методами противодействовать безосновательным попыткам запретить его.

- Победа (на экономическом фронте. - Прим. ред.) будет за нами, - резюмировал он.

Впрочем, расслабляться рано: вновь судьбу хризотила присоединившиеся к Роттердамской конвенции будут решать в 2027 году.