
Обо всем этом корреспонденту "Российской газеты" рассказали в лаборатории запаховых следов человека экспертно-криминалистического Центра ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Несмотря на то, что лаборатория запаховых следов, иначе называемая ольфакторной, где наравне с людьми трудятся собаки-эксперты, в Красноярске появилась уже 2,5 года назад, большинству обывателей она не известна. Люди привыкли к тому, что четвероногие друзья человека работают исключительно на кинологической службе. Идут по следу, задерживают преступника, ищут взрывчатку и наркотики. Ведь об этом рассказывают многочисленные фильмы и книги. Однако в ольфакторной лаборатории пушистые "криминалисты" исполняют другие, намного более серьезные обязанности.
- Да что обычные горожане, некоторые следователи про наш метод не слышали. Когда начинаем работать, удивляются: "А что, так можно было?" - говорит заместитель начальника лаборатории, подполковник полиции Наталья Коршунова.
Как выделять и консервировать запахи, в том числе и оставшиеся на месте преступления, ученые разобрались уже давно. А правоохранители поставили этот метод себе на службу. Дело в том, что в мире не существует двух людей с одинаковым запахом. Каждый - уникален, не менее, чем отпечаток пальца или молекула ДНК. Неповторимый "пахучий код" пронизывает все ткани человека, от крови до костей. А, значит, используя его, точно так же, как при дактилоскопии и анализе ДНК, можно доказать вину человека, подозреваемого в преступлении. Или, наоборот, убедиться, что он тут не при чем.
- Простейший пример. Собралась компания, выпивали, веселились. Утром проснулись - в спине одного из них нож. Дактилоскопия помочь не может: отпечатков нет, или, наоборот, они во множестве. Экспертиза ДНК? Но если нож держали два и более человек, да вдобавок орудие убийства в крови, она бессильна - все перемешалось. И тут на сцену выходим мы. В ольфакторной экспертизе собака может идентифицировать до 20 человек, державших этот нож. Она покажет на каждого, никого не пропустит, - рассказывает Наталья Коршунова.
Разумеется, для этого запах должен остаться на каком-нибудь предмете. Любом - черенке лопаты, рукояти ножа, обрывке ткани, скотче. Даже на коже убитого. Коснулся один человек другого - все, запах "прилип".
- Например, обворовал преступник квартиру, собрался уже уходить. Смотрит - у порога кроссовки хозяина, дорогие, красивые. Он переобувается и уходит, бросив свою обувь. Идеальный вещдок! Или действует в перчатках - ни одного отпечатка не оставил. Похвалил себя за это, а перчатки снял и выбросил. Еще лучше! Запах есть везде, и мы обязательно его найдем, это аксиома, - говорят сотрудники лаборатории.
Правда, работу экспертам очень сильно портит знаменитый сериал "След", где правды - чуть, а кинематографической выдумки хоть ведрами черпай.
- Сколько раз такое было. Начинаем работать, а жертва или свидетель, искренне желая помочь, лезет под руку с советами: "А вы вот баночкой в воздухе помашите, запах преступника и поймаете! Мы сколько раз такое в кино видели!" И как объяснить, что так экспертиза не проводится? - смеются криминалисты.
Сейчас в России действуют 14 ольфакторных лабораторий. Красноярская - самая восточная в стране. Именно сюда за разгадкой дел обращаются правоохранители из других регионов - со всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2023 году четыре работающих здесь эксперта и 10 собак провели 80 запаховых экспертиз, в 2024 чуть поменьше - 66. В числе их были и резонансные преступления. Например, прошлогоднее дело в Ужурском районе Красноярского края, где убийца размозжил голову 17-летней девушке, а потом бросил ее в загон со свиньями. Именно пушистые "эксперты-криминалисты" обнаружили запах подозреваемого на палке, которой он наносил удары. Подтвердили они и вину преступника, который летом 2023 года изнасиловал и жестоко убил 16-летнюю школьницу в Дивногорске…
…В лаборатории Наталья Коршунова показывает нам свои "владения". Первым делом, конечно, спускаемся вниз, где со всеми удобствами обитают животные. У каждого имеется своя "благоустроенная квартира" - теплое, изолированное от других помещение с выходом в "летник", то есть в общий вольер, где они могут вдоволь побегать и поиграть друг с другом. Крупных собак, вроде овчарок и лабрадоров, здесь нет, сплошь миниатюрные породы: такса, шелти, спаниели, лайка, шпиц…
- Им же не надо работать на улице, они у нас, так сказать, "кабинетные ученые", - поясняет причину эксперт Алена Мацюра.
Однако малыши - "криминалисты" совершенно не похожи на чопорных профессоров. С радостным лаем носятся вокруг, просят погладить их, взять на ручки, прижать к себе… Особенно старается коричневый спаниель по кличке Висмут.
- Почеши меня за ушком, да, да, вот так! - умоляют его выразительные глаза. Смотреть без улыбки на это невозможно.
- Висмут, ты не криминалист, а вымогатель какой-то! - с удовольствием выполняю его просьбу.
Но делу - время, потехе - час. Нас проводят в зал, где, по меткому выражению замначальника лаборатории, "собака решает судьбу человека". В центре, в круг, на манер циферблата, расставлены банки, в каждой из них - ткань с определенным запахом, нейтральным. Кроме одной. Там - законсервированный запах с места преступления. Сегодня мастер-класс проводит Каспер - пес породы шелти. К заданию "криминалист" относится очень серьезно, всю игривость как рукой сняло.
- У подозреваемого берется капелька крови, потому что для собаки это самый чистый образец запаха. Она нюхает тряпочку с образцом, запоминает. После этого пес и человек-проводник обходят круг. Дойдя до банки, где образец тождественен тому, что ей дали понюхать, собака садится или ложится, показывая: "Здесь". Потом все пробы меняются местами. И снова наш "эксперт" ищет и находит нужный запах. И так четыре раза. Думаете, на этом все? Ошибаетесь! Следом на такую же проверку заводят другую собаку. А потом - еще одну, и еще. До тех пор, пока не менее пяти хвостатых "экспертов" подряд не укажут: да, запах этого человека и тот, что присутствовал на месте преступления, одинаковы. Это значит, что вероятность ошибки будет составлять один к ста миллионам. Такой точностью не сможет похвастать даже прибор анализа ДНК, - объясняет Наталья Коршунова.
И вот тогда, при соблюдении всех нужных условий, ольфакторная экспертиза и становится стопроцентным, неоспоримым, окончательным доказательством для суда. Так что получается, действительно, именно собака в этот момент решает судьбу человека.
Если для анализа запахов потрудилась сама природа, создав самый чувствительный в мире прибор - собачий нос, то над тем, как сохранить эти запахи, пришлось поломать голову уже человеку.

В лаборатории, где их извлекают, все строго стерильно - никто не входит сюда без маски, перчаток и халата. А дальше эксперты на конкретном примере поясняют, как сделать так, чтобы запах можно было использовать и через долгое время.
- Берем вещественное доказательство, скажем, веревку, которой преступник связывал жертву, кладем в стеклянную банку. Через силиконовую прокладку подсоединяем к банке заранее подготовленный запаховый сборник следов - стерильную фланель. Используем ее, потому что ткань пористая, отлично все впитывает. Выкачиваем из банки воздух вакуумным насосом, и запах переходит на ткань. Теперь ставим в водяную баню, нагретую до 90 градусов. От высокой температуры пахучие соединения начнут концентрироваться на ткани еще сильнее. А чтобы охладить и зафиксировать "аромат", в конструкцию наливается жидкий азот. Все! После этого обработанная ткань помещается в специальный резервуар. На нем написаны номера экспертизы и уголовного дела, откуда и когда был изъят вещдок, дата "консервации". После этого запах отправляется в морозильную камеру, где может храниться до 10 лет, - объясняет эксперт Алена Мацюра.