Как предполагают ученые, к 2030 году кадровый дефицит в мире составит 85 миллионов человек. В том числе на Дальнем Востоке - 80 тысяч. Безусловно, на несколько порядков меньше, чем в мире, но эту потребность надо будет чем-то закрывать.
В среднем по стране у нас всего 19 роботов на каждые десять тысяч работников. Для сравнения: среднемировое значение - 162. У стран-лидеров, например, как Республика Корея, на каждые десять тысяч сотрудников 1012 роботов. Разрыв колоссальный.
Если в России сегодня насчитывается 15 тысяч промышленных и логистических роботов, то в Дальневосточном федеральном округе - всего 93. На каждые десять тысяч рабочих мест в макрорегионе приходится лишь один робот.
При этом основным драйвером роста производительности труда сегодня является именно роботизация. Предприятия, которые внедрили ее элементы, отмечают, что рабочий цикл сократился в 2,5 раза. Простои уменьшились на 30 процентов. Эффект значительный.
Существует ряд ограничений, которые характерны для всей страны, но на Дальнем Востоке они усугубляются в силу специфики территории. Во-первых, это низкий потенциал для роботизации традиционных отраслей экономики (например, добывающих). Проще говоря, предприятия не понимают, зачем им нужны роботы, на какие производственные участки их внедрять и что это даст. Во-вторых, высокая стоимость и ограниченный ассортимент компонентной базы.
В Российской Федерации роботы пока практически не производятся. А то, что выпускается, это по большей части штучный товар. Отсутствие масштабирования, серийности значительно повышает его стоимость. Высокозатратно не только производство роботов, но и их внедрение. Затраты на установку, программирование, пусконаладку доходят до 50 процентов стоимости всего проекта.
Еще один вызов - дефицит квалифицированных кадров. Рабочих рук не хватает как на производстве роботов, так и на предприятиях, где эти системы нужно настраивать, а потом с ними работать. В вузах только начинают запускать эти специальности. На Дальнем Востоке таких профессионалов практически не готовят. Даже предприятия, ведущие добычу ресурсов на шельфе, пока обучают своих работников за рубежом: их донная робототехника такого уровня и такой стоимости, что одно неправильное действие при обслуживании и ремонте может обойтись весьма дорого.
Недостаточный уровень развития институциональной инфраструктуры - следующая проблема. Речь идет в том числе об организациях, которые смогут проанализировать весь производственный процесс, выявить подходящие под роботизацию участки, предложить стандартизированную технологию и дать варианты ее адаптации под то или иное производство. Что-то наподобие центра "Мой бизнес", осуществляющего поддержку малого предпринимательства. В формате "одного окна" там должны рассказывать о мерах господдержки, обучать, консультировать, проводить тренинги. Сегодня этих институтов практически нет, а потребность в них велика. К 2030 году в стране должны появиться 24 центра по роботизации, пока их только два, причем за Уралом нет вообще.
К числу проблем можно отнести и сложности привлечения заемного финансирования. При этом существует большое количество программ по поддержке промышленной робототехники, о которых далеко не все знают. Одна из аналитических компаний проводила опрос предприятий, оказалось, что 77 процентов респондентов, внедрявших роботизацию, вообще не слышали о мерах поддержки. И большинство берет обычные кредиты для предприятий. А в сложившейся конъюнктуре рынка высокая процентная ставка делает заемное финансирование малодоступным.
Поэтому послабления со стороны финансово-кредитной системы нужны именно под цели роботизации. Но популяризация мер поддержки тоже требуется, вместе с формированием специализированных институтов, которые будут помогать предприятиям.
Большинство мер поддержки отрасли было запущено в 2024-2025 годах. Они разнонаправленные. Минпромторг РФ работает не только с крупными компаниями, но и с малым бизнесом, который может через корпорацию МСП получить гранты по три миллиарда рублей. Есть льготное кредитование (на срок до пяти лет и по ставке до пяти процентов годовых), есть субсидии производителю для предоставления скидки при приобретении робота (до 50 процентов стоимости государство вернет), есть компенсация до 70 процентов затрат на НИОКР (если речь идет о производстве электроники, "начинки" для роботов, то она доходит до 90 процентов) и многое другое. В целом на весь нацпроект предусмотрено 350 миллиардов рублей.
Вместе с тем Дальний Восток в силу своей специфики имеет не только ограничения, но и уникальные возможности для роботизации. Почему? Сказывается близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Скорее всего, на первом этапе будут открываться совместные предприятия. Международная кооперация может нам помочь сделать первые шаги на непростом пути к роботизации. Второе преимущество - развитие системы преференциальных режимов. Третье - наличие потенциала роста научно-технической базы дальневосточных вузов.
Роботизация приоритетных отраслей экономики ДФО сегодня невозможна без комплексного взаимодействия государства и бизнеса. Мы ожидаем от государства формирования заказа на роботизацию приоритетных индустрий. Нужно обозначить, в каких отраслях следует развивать ее в первую очередь. Необходимы также особые условия для предприятий ДФО в рамках действующих мер поддержки. Сегодня во всех госпрограммах есть дальневосточные разделы, что-то подобное мы предлагаем предусмотреть и здесь. Может быть, надо сделать чуть ниже порог для предприятий, участвующих в конкурсном отборе на получение субсидии.
Еще одно предложение касается локализации производства и развития компонентной базы инвесторов из дружественных стран. Требуется также внедрение образовательных программ и программ повышения квалификации в дальневосточных вузах. Это два неразрывных процесса, которые должны идти бок о бок. В идеале, конечно, готовить специалистов нужно здесь, на Дальнем Востоке. И они должны уже с первых курсов проходить практику на предприятиях.