Какие препятствия встают на пути к импортозамещению

Об импортозамещении сегодня говорится много, но все же рапортовать о "полной и окончательной победе" пока рано. Какие сложности и препятствия встречает бизнес на этом пути?

Во-первых, слишком большие усилия были потрачены на то, чтобы устоять от беспрецедентного санкционного удара в первый год СВО, - и государством, и крупными корпорациями, и частным бизнесом. Цель выживания была достигнута, все инфраструктурные проекты - от финансовой составляющей до стратегически важных производств - были стабилизированы, но эта корпоративная и производственная "оборона" оказалась очень затратной. Не только финансово, но и эмоционально, энергетически.

Во-вторых, работать с параллельным импортом для многих игроков - и частных, и государственных - оказалось значительно привычнее. Их можно понять, ведь любая разработка нового продукта с нуля, даже если это просто аналог товаров из недружественных стран, требует огромных ресурсов: и времени, и денег, и интеллектуальной собственности. Волна поставок альтернативных недружественным брендам товаров захлестнула робкие попытки продуктовых инициатив.

В-третьих, очень многие истории успешного импортозамещения относятся к военно-промышленному комплексу. По известным причинам информация о таких разработках держится как минимум не на виду, как максимум - под грифом "Секретно".

Роль госсектора и государства в импортозамещении - руководящая и направляющая. Главенствующая. Настоящее импортозамещение удалось там, где государство, как говорится, по-настоящему "встрялось". Само собой разумеется, что в наших танках, пушках и баллистических ракетах нет зарубежных компонентов, даже самых сложных в проектировании и производстве. Двигатель для отечественного пассажирского самолета МС-21 уже разработан и производится, мы с нетерпением ждем полета на новом авиалайнере. Строятся десятки новых цехов фармацевтической промышленности, чтобы у людей были нужные лекарства вместо ушедших недружественных брендов. Железнодорожная отрасль давно крепко стоит на отечественных тормозных системах, не испытывает нехватки в российских запчастях для подвижного состава и уверенно производит некоторые виды вагонов внутри страны.

Любая разработка нового продукта с нуля, даже если это просто аналог имеющихся товаров, требует огромных ресурсов

Корпорация "Ростех" инвестирует 10 миллиардов рублей в высокотехнологичное производство медицинского оборудования в Калужской области. Машиностроительное предприятие в Тверской области получит до одного миллиарда инвестиций для расширения производства комплектующих транспортного машиностроения.

За три года масштабного санкционного давления государство реализовало для бизнеса различные меры поддержки. Это гранты и субсидии. Это проекты, в которые государство по результатам конкурсного отбора вкладывает до 70 процентов финансирования, а от частных предприятий ждет инженерных разработок и/или гарантий по выпуску нужного объема продукции. Это и льготное кредитование инвестиционных проектов, когда государство берет львиную долю процентов по кредитам на себя, не позволяя бизнесу надломиться под непосильным кредитным бременем.

В особых экономических зонах, отраслевых технопарках и территориальных кластерах на условиях льготной аренды, сниженного или отсутствующего налога на прибыль и при прочих приятных "спецэффектах" малый и средний бизнес занимается импортозамещением.

Мерами господдержки стали и преференции, и ограничения при госзакупках. Тут и требования к наличию российской продукции в определенных госзакупках и закупках крупных корпораций, и указания по степени локализации, и давление по уровню цен на зарубежные аналоги при наличии российских.

И наконец, акцизы и пошлины на зарубежную продукцию при ввозе ее в Россию. Конечно, до лихости американского президента с тарифами на импорт пока далеко, но фору и запас экономической прочности российским производителям при конкуренции с зарубежными аналогами мы дали.

К сожалению, сейчас эти меры уже скорее подходят к концу, а некоторые, похоже, иссякают. Например, меры поддержки туристической отрасли сжимаются, льготное кредитование туристических проектов все сложнее получить.

Я все реже слышу от клиентов - собственников среднего бизнеса с выручкой от 500 миллионов до пяти миллиардов рублей в год, - что они взяли льготное финансирование от Фонда развития промышленности или субсидию Минпромторга.

Государство берет львиную долю процентов по кредитам на себя, не позволяя бизнесу надломиться под долговым бременем

При официально названных льготных ставках по кредитам на те или иные отрасли тут же слышится, что нет еще лимитов или траншей от государства. То есть декларация по льготам есть, а реализация запаздывает или отсутствует.

Однако сотрудничество госсектора и частного бизнеса переросло в стадию спокойной притирки. Если раньше между предпринимателями и чиновниками была огромная пропасть недопонимания, то сейчас бизнесмены перестали от государства шарахаться в страхе и волнении. Постепенно пришло осознание, что можно взять государственные деньги и это не закончится арестами, посадками и тому подобным. Надо просто честно работать.

Импортозамещение - искусство возможного. Особенно в тех условиях, в которых оказались наши бизнес и государство. И им нужно овладеть.