Гид-парк: В "Зарядье" представят постановку "Тангейзера" Рихарда Вагнера

Дирижер Иван Рудин стал куратором проекта OperaCall, ставшего творческим вызовом для молодых режиссеров.
Дирижер Иван Рудин стал куратором проекта OperaCall, ставшего творческим вызовом для молодых режиссеров. / Пресс-служба Зарядья

"Тангейзер" Рихарда Вагнера в проекте OperaCall, Концертный зал "Зарядье", 17 и 18 мая

Творческий вызов OperaCall - проект полного цикла - от открытого прослушивания с возможностью участия певцов со всей России до постановки спектакля с участниками программы, кто прошел конкурсный отбор на основании образовательного этапа на некоммерческой основе. Музыкальный руководитель проекта и дирижер - Иван Рудин. Начиная с 2023 года молодежь скромно представляла сонм одноактных русских опер. Но уже в прошлом году осмелела и замахнулась на Вагнера, правда, тоже его одноактный опус "Летучий голландец".

Ныне, продолжая вагнеровскую тему, взялись уже за "Тангейзера". Это, конечно, поступок из разряда "Безумству храбрых поем мы славу!". И дело не только в сюжете, соединяющем историческое (состязания миннезингеров), мифологическое (грот Венеры) и христианское (паломничество Тангейзера в Рим). Оперы Вагнера, написанные без запятых и точек, кажутся неохватными гигантами с многослойными сюжетами, что зиждутся на глубоких философских легендах. И взяться за вагнеровскую постановку, да еще в проектных условиях, - дело практически отчаянное, посему и крайне любопытное в своей результирующей части.

"Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" - большая романтическая опера на либретто самого композитора в трех действиях, что и обеспечивает публике почти пятичасовое представление. И, безусловно, в мифологеме битвы Тангейзера с самим собой, где гедонистическая, плотская страсть к Венере противостоит силе духовного влечения к Елизавете, в котором гораздо больше красивой любовной истории, происходит критическое сближение сюжета оперы и биографии ее создателя, чья судьба была переполнена именно любовными коллизиями. И это все не банальный любовный треугольник, как может показаться на первый взгляд.

Вагнер создал "Тангейзера" в 1845 году, но многократно в течение жизни к нему возвращался, исходя как из внешних обстоятельств (идя навстречу пожеланиям театров), так и из внутренних побуждений. Редакции следовали одна за другой, но финальную точку в поиске идеального "Тангейзера" композитор так и не поставил, заявив, что остался в этом отношении "должен миру".

Тангейзер - персоналист своего создателя, его отражение - певец (миннезингер - рыцарь-поэт). И при всей амбициозности и отваге титульная роль в нынешних представлениях отдана не участникам проекта, а опытным исполнителям - солистам Мариинского театра, где оперы Вагнера - репертуарная повседневность, Михаилу Векуа и Сергею Скороходову. К тому же гигантская мощь вагнеровской сути всегда сконцентрирована в "симфоническом" исполнении его опер. И здесь зона ответственности уже Московского государственного симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина. Также помимо студентов проекта OperaCall и нескольких солистов московских театров к участию приглашен и Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова (художественный руководитель - Екатерина Антоненко).