Перспективы появления каршеринга на черноморском побережье оценили эксперты

В последние годы наблюдается стабильный рост спроса на каршеринг. В компании "Ситидрайв" в прошлом году он вырос почти на 19 процентов, а в марте 2025-го количество поездок увеличилось еще на 10,7 процента по сравнению с мартом 2024-го. "Делимобиль" фиксирует рост количества проданных минут в 2024 году на 20 процентов, объясняя это, в том числе, выходом в новые регионы, увеличением средней длительности аренд и дальности поездок. Междугородние поездки на арендном автомобиле возможны, и они востребованы у клиентов, сообщили в обеих ответивших на запрос "РГ" компаниях. Правда, есть нюансы.
Так, в "Ситидрайв" рассказали, что проехать от Сочи по городам черноморского побережья можно, но завершить аренду, например, в Туапсе, не получится. Максимальное расстояние поездки составляет 2000 километров от любого города присутствия, уточнили в компании. Периодически действует еще акция "Перегон", по которой можно совершить поездку из Москвы в Сочи за 99 рублей. Такую заявку надо подавать заранее, выбирать машину можно только из определенного перечня, бензин компенсируется на сумму 5 тысяч рублей, платные дороги оплачивает клиент, а добраться до Сочи нужно за 48 часов, после - будет включен поминутный тариф.
Из всех городов черноморского побережья "Делимобиль" присутствует тоже только в Сочи. "Если необходимо посетить Туапсе, Геленджик или другие города Краснодарского края, то можно взять делимобиль в долгосрочную аренду на несколько дней, так как завершить аренду в этих городах пока не получится", - рассказали там. При этом оператор предлагает тариф межгород, чтобы добраться, например, из Сочи в Ростов-на-Дону или в обратном направлении. И для этого не нужно возвращаться в город старта. Стоимость поездки стартует от 3500 рублей. Среди самых популярных маршрутов в сочинской агломерации - поездки из аэропорта Адлера в Красную поляну. Количество длительных (от одного дня) поездок выросло по итогам 2024 года на 70 процентов и заняло долю около 20 процентов от всех бронирований, отметили в компании.
У каршеринга по черноморскому побережью есть будущее, считает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. "Для этого какая-либо компания должна взять на себя разработку такой бизнес-модели. Это будет востребовано именно в целях туризма. Считаю, что ниша есть, и та каршеринговая компания, которая эту нишу первой займет, получит неплохую прибыль", - отметил эксперт.
Заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов не так оптимистичен. По его мнению, эта в общем-то хорошая идея может споткнуться о региональную специфику. Каршеринг очень развит в столичном регионе, потому что здесь и контингент деловой, и видеокамеры повсюду. На юге же такой дисциплины добиться очень сложно, и гарантии, что машины не станут перегонять и перекрашивать, нет, считает эксперт. Таксисты, активно зарабатывающие на отдыхающих, тоже не обрадуются конкуренции. "У бизнесмена, который повезет в этот регион автомобили, сразу возникнет вопрос о гарантиях. Как он сможет взыскать что-то, например, с туристов из Гусь Хрустального или Владивостока, если они разобьют машину? Как потом до них добираться и как судиться на просторах нашей необъятной Родины?" - говорит Цыганов.
Неплохим, но недешевым вариантом автомобильного путешествия по побережью могла бы стать перевозка собственной машины поездом. Так, из Москвы до Адлера вагон-автомобилевоз курсирует в составе скоростного поезда, преодолевающего путь за сутки. Стоимость перевозки зависит от веса транспортного средства. Провоз Lada Granta, например, в одном направлении будет стоить 42,4 тысячи рублей. Если заказывать туда-обратно, обойдется на 6 тысяч дешевле. Но в таком случае проще, наверное, ехать на своей машине из Москвы.
В каршеринге могут обязать использовать отечественные машины
Законопроект, устанавливающий требования к уровню локализации автомобилей, используемых в каршеринге, подготовил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Этот же сенатор разработал нашумевший и уже принятый закон о локализации такси. Сейчас его новая инициатива находится на рассмотрении в правительстве, глава минпромторга ее уже поддержал.
Сервисам краткосрочной аренды автомобилей предложено использовать машины, при производстве которых совокупное количество баллов за выполнение (освоение) технологических операций (условий) на территории России соответствует уровню баллов, установленных для госзакупок.
"В настоящее время ведется системная работа по наполнению рынка высоколокализованными автомобилями, например, при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси. При этом, сегмент каршеринговых автомобилей не в полной мере затронут в рамках указанной работы", - указано в пояснительной записке.
Сенатор указал, что каршеринг активно развивается, краткосрочной арендой автомобилей пользуются в среднем 141 тыс. раз в день. При этом "доля китайских автомобилей в парках некоторых операторов каршеринга, по отдельным данным, еще в 2023 году составляла от 30 до 50 процентов".
Минпромторг поддерживает предложение о локализации каршеринга и видит в этом дополнительные возможности для развития отечественного автопрома. Об этом глава ведомства Антон Алиханов сообщил на заседании Комитета Госдумы по промышленности и торговле. "Это логичный подход для части рынка, который активно растет. Мы с удовольствием поддерживаем такое предложение. Видим в этой идее дополнительные возможности для повышения спроса на отечественные марки", - сказал министр.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов назвал законопроект вполне логичным продолжением истории по расширению спроса на высоколокализованную продукцию. Закон об использовании отечественных автомобилей в такси президент подписал 23 мая.

"Если говорить с точки зрения реализуемости, никаких существенных сложностей здесь, наверное, не будет. Но есть другой момент - люди могут отказываться пользоваться отечественными машинами, особенно на дальние расстояния. Экономика процесса тоже может пострадать. На иностранной машине можно проехать намного больше километров. Ну и окупаемость наших машин будет достаточно долгая, что может привести к уходу с рынка большого количества владельцев каршеринговых сервисов", - считает эксперт.
По словам Зотова, автопарки каршеринговых компаний состоят в основном из иностранных автомобилей. "Приобретаются машины, которые обеспечивают высокий оборот по километрам и востребованные среди граждан. Ну и люди могут голосовать рублем не в пользу нашего автопрома. Вот такие риски на сегодняшний день видятся", - добавил Зотов.