"Рынок в ожидании введения налоговых преференций для долгосрочных договоров страхования жизни, которые остаются драйвером его развития, хотя и с несколько сниженными темпами роста по сравнению с прошлым рекордным годом, - отмечает генеральный директор "Совкомбанк Страхование" Игорь Лаппи. - Кредитное страхование продолжает сокращаться: банки все чаще включают риски в кредитный договор вместо обязательного страхования заемщиков. Снижение объемов кредитования также негативно влияет на этот сегмент. Банковский канал продаж усиливается: выросла доля банков в продажах накопительного страхования жизни, хотя комиссионные вознаграждения снижаются. Инвестиционные стратегии страховщиков меняются: снижается доля облигаций, растет доля банковских депозитов. Компании вынуждены пересматривать свои инвестиционные подходы".
"Все более востребованным продуктом у россиян становится страхование жизни, - отмечает генеральный директор "Капитал Лайф Страхование Жизни" Евгений Гуревич. - Этому способствует активная работа участников отрасли по продвижению основных параметров потребительской ценности страховых программ для клиентов. Важным фактором является рост классического долгосрочного страхования жизни - сборы по договорам длительностью более трех лет, по данным Банка России за 2024 год, выросли в 1,5 раза. Этот результат, а также максимальные показатели резервов страховщиков жизни за последние 5 лет - более 2 триллионов рублей - демонстрируют органичный фундаментальный рост нашей отрасли и потенциал ее дальнейшего развития".
"Рынок страхования напрямую зависит от динамики и ситуации на других корневых рынках - авторынке и кредитовании, - подчеркивает финансовый директор Страхового Дома ВСК Максим Чернов. - В прошлом году авторынок и сопутствующий ему рынок автокредитов показали отличную позитивную динамику: общий прирост продаж новых автомобилей в прошлом году составил, по данным аналитического агентства "Автостат", 40 процентов. При этом каждый второй (48,3 процента) из проданных новых автомобилей был куплен в кредит, что также поддерживало рынок автокредитования. В каско, несмотря на ожидаемое падение продаж новых автомобилей в этом году, мы, тем не менее, ожидаем плюсовую динамику - за счет роста стоимости автомобилей, повышения уровня проникновения кредитных автомобилей (и, как следствие, страхования), больших усилий компаний для удержания уровня пролонгации, повышения роли франшизных и экономпродуктов.
А вот ситуация в сегменте кредитования и ипотеки, который являлся вторым по значимости локомотивом рынка после автомобильного, была обратной: отмена массовой льготной ипотеки и влияние высокой ключевой ставки более чем на треть (37 процентов) снизили выдачи".
"Учитывая высокую ключевую ставку и изменения по кредитованию недвижимости, многие клиенты вынуждены искать альтернативные способы покупки жилья, помимо ипотеки, - анализирует ситуацию руководитель управления развития экосистемы "Дом" ВСК Екатерина Микрюкова". - Одно из интересных решений - рассрочка от застройщиков, а также различные формы аренды, в том числе с правом выкупа. Эти программы работают как инструмент для приобретения недвижимости с возможным последующим переходом в ипотеку, когда ставки по кредитам снизятся. Такая схема позволяет переждать сложные времена, когда процентные ставки по ипотеке высокие".
"В первом квартале наблюдался рост страхования имущества юридических и физических лиц, а также строительно-монтажных рисков, - перечисляет первый заместитель генерального директора "Энергогарант" Антон Легчилин. - Интерес к автострахованию среди юридических лиц падает, а среди физических лиц - растет, поэтому в целом по этому виду страхования наблюдается небольшой рост. Одновременно растет интерес бизнеса к страхованию от терактов и диверсий и к договорам по международному медицинскому страхованию, в которых предлагается дополнительный сервис - консультации экспертов, телемедицина и профилактика рисков. В ближайшее время в связи с ростом государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли мы надеемся увидеть дальнейший рост агрострахования".
Эксперты отмечают значительный рост добровольного медицинского страхования (ДМС), связывая это с нарастающим дефицитом кадров и стремлением удержать сотрудников.
"В прошлом году более динамично, чем ожидалось, развивался сегмент медицины - спрос на ДМС как фактор привлечения и сохранения кадров придал ему большее ускорение, - говорит Максим Чернов. - В этом отразилось стремление работодателей максимально удержать и привлечь таланты, в том числе за счет хорошего социального пакета, куда входит и медицинское страхование, а также рост медицинской инфляции. Спрос на ДМС от конкурирующих за сотрудников работодателей, скорее всего, будет оставаться высоким - при такой же высокой ожидаемой медицинской инфляции".
Но страховщики отмечают и изменение клиентских запросов при заключении договоров ДМС.
"В сложных жизненных случаях граждане хотят, чтобы страховая компания не просто выплатила деньги, но и помогала бы организовывать медицинскую помощь, - поясняет Евгений Гуревич. - Чтобы удовлетворить этот запрос, мы разрабатываем новые продукты с высокой потребительской ценностью, способные оказать реальную помощь гражданам в непростых жизненных ситуациях. Это диагностика и лечение сложных заболеваний в ведущих клиниках страны, "второе мнение", телемедицина, чекапы и др. К этим же программам относится и помощь в долгосрочном уходе за тяжелобольными пациентами на дому и в стационаре, которая становится с каждым годом все более востребованной. В сочетании с классическим страхованием жизни это становится для клиентов экосистемой здорового образа жизни".
Важным для отрасли событием в 2025 году эксперты называют запуск нового продукта - долевого страхования жизни (ДСЖ), хотя и отмечают, что новый продукт еще требует доработки.
"Мы ожидаем, что в перспективе объем сборов по ДСЖ может быть сопоставим со сборами по инвестиционному страхованию жизни, - говорит Евгений Гуревич. - Последние социологические опросы показывают, что граждане возвращаются к накопительному поведению. Мы провели в начале 2025 года всероссийское исследование, которое показало, что у 59 процентов россиян уже есть сбережения, причем у 46 процентов за последний год накопления выросли. Больше половины граждан копят на финансовую подушку безопасности. Растет и доля тех, кто копит на отдых, недвижимость и пенсию. И все больше граждан для достижения своих жизненных целей выбирают накопительное страхование жизни (НСЖ), которое с высокой вероятностью продолжит оставаться одним из основных драйверов страхового рынка в ближайшие годы".
Эксперты делают выводы, что в целом успех страховых компаний будет зависеть от их способности проявлять гибкость, инновационность и клиентоориентированность в новых условиях.