Пока католики в Ватикане готовятся к похоронам Папы Римского Франциска, самые могущественные архиепископы съезжаются со всего мира на конклав в Риме для выбора нового главы престола. В собрание кардиналов входят 135 человек (данные на 2025 год). Им предстоит определить будущего главу церкви своим решением.
Этот шаг не всегда дается легко: так, однажды, в XIII веке выборы понтифика длились больше трех лет. Для избрания кандидат должен набрать больше двух третей голосов в соответствии с правилами Universi Dominici Gregis - то есть 91 кардинал должен отдать свое предпочтение претенденту. Им, согласно правилам, может стать любой неженатый мужчина-католик до 80 лет включительно. На деле же претенденты - это довольно узкий круг кардиналов, так называемых папабили, иными словами, подходящих на роль главы церкви.
Теологи, специализирующиеся на Ватикане, указывают на государственного секретаря Святого Престола Пьетро Паролина в качестве одного из главных фаворитов. Семидесятилетний кардинал-епископ, которого высоко ценят в качестве надежного представителя католической церкви на мировой арене. Он умеет через сотрудничество и созидание, а не конфронтацию вести дела любого уровня и свойства, а также глубоко погружен в детали жизни ватиканских институтов.
Благодаря многолетнему пастырскому опыту, в том числе в таких сложных для работы регионах, как Венесуэла и Нигерия, а также неидеологизированному подходу к этическим и социальным вопросам, Паролин считает диалог фундаментальной ценностью для существования в условиях нестабильности и многочисленных геополитических кризисов. Эти взгляды благоприятно влияют на его продвижение в "гонке" за Папский престол.
Другой претендент - кардинал Маттео Мария Дзуппи, архиепископ Болоньи, продолжатель миротворческих и созидательных идей Папы Франциска I. Маттео отличается прогрессивным подходом к социальным проблемам: мигрантов, разведенных, иноверцев и всех тех, кто ранее был строго притесняем в католической церкви. Дзуппи был словно рожден для папского сана: его отец вел главную ватиканскую газету, а мама была племянницей кардинала Карло Конфалоньери, который служил секретарем Папы Пия XI. Маттео стал быстро растущей звездой в итальянском епископате и, вероятно, будет вполне способен продолжить линию Франциска. Однако у кардинала Дзуппи есть достойные противники.
Виллем Эйк - столичный епископ Утрехта из Нидерландов. Традиционалист и приверженец соблюдения установленной католичеством морали в отношении семьи, брака и детей. Во всех вопросах он старается придерживаться правил, заложенных в Евангелии, поддерживает святость и уважение к жизни, стремление прожить ее в соответствии с каноном католичества. Он не так популярен, как Дзуппи, а потому на конклаве - собрании кардиналов - будут оценивать именно его взгляды и приверженность своим идеям.
Еще один кандидат, у которого меньше шансов быть избранным (хотя все зависит от курса, который выберет совет кардиналов), - Уилтон Грегори. Неоднозначность его персоны связана с тем, что это первый афроамериканский кардинал в истории католической церкви, известный своей непримиримостью к расовой или социальной несправедливости. В Америке он боролся за прозрачность ведения уголовных дел, связанных с притеснением или насилием над людьми. Его радикализм может негативно повлиять на ведение международных дел Ватикана, а также вызвать отторжение среди мирян и верующих людей. В отличие от Святого Отца Франциска I, который всегда проявлял корректность и осторожность в остро стоящих вопросах, Грегори бывает резок и открыто демонстрирует свои взгляды.
Итоги назначения Папы зависят от того, какой курс выберет совет кардиналов в конклаве. Если кардиналы будут придерживаться преемственности идей Папы Франциска I, то наиболее вероятно будет избран Маттео Дзуппи или Пьетро Паролин. А вот с приходом Виллема Эйка может произойти откат к традиционализму - что привлечет консервативных последователей католической веры.