Эксперт Береснева разъяснила, нужен ли товарный знак самозанятым в 2025 году

Согласно официальной статистике, на начало 2025 года число самозанятых в России превысило 12 млн человек, что на 3 млн больше, чем годом ранее. Самозанятость предлагает гражданам максимально мягкие фискальные условия и варианты для развития. Именно благодаря такому подходу, в России намечается бум развития малого предпринимательства. Это стало возможным, помимо прочего, благодаря возможности регистрации собственного товарного знака.
iStock

"Регистрация собственного товарного знака для самозанятого - это не только более широкие возможности для развития собственного дела, но и первая ступень на пути к построению большого бизнеса. В качестве товарного знака может быть зарегистрировано: наименование продукта (это может быть уникальное и оригинальное словосочетание, которое будет на упаковке); этикетка (необычный и цепляющий взгляд дизайн поможет привлечь новых потребителей); имя и фамилия (личный бренд придаст товарам эксклюзивность, а владелец товарного знака сможет связать свои услуги с предоставляемым продуктом); доменное имя, название сайта или группы в социальной сети", - рассказала "Российской газете" патентный поверенный Оксана Береснева.

Товарный знак, по её словам, увеличивает присутствие и узнаваемость на рынке, что положительно сказывается на уровне доходов. Именно поэтому самозанятым желательно задуматься о собственном бренде.

"Если ранее самозанятые граждане не могли безопасно осуществлять торговую деятельность и оказывать услуги под собственным брендом из-за возможности нарушения чужих прав, то с 2023 года они вправе регистрировать собственные товарные знаки. Обладая собственным брендом, самозанятые получают массу возможностей. Среди них - создание уникального товарного знака, который будет повышать деловую репутацию. Предлагая потребителям товар или услугу под конкретным брендом, самозанятый сможет сформировать лояльную аудиторию, которая поможет популяризировать его товар", - отмечает эксперт.

Защита от копирования - тоже весомое преимущество. Поскольку самозанятые являются полноценными участниками рынка, они смогут отстаивать свои права на личный бренд, в том числе в судебном порядке.

Выход на маркетплейсы также проще будет получить с товарным знаком. Торговля на онлайн-площадках положительно влияет на масштабирование бизнеса. Обладая собственным товарным знаком, самозанятый сможет выйти на маркетплейс, что положительно скажется на его деятельности.

Рост конкурентоспособности - новое преимущество. Наличие узнаваемого товарного знака позволяет более эффективно продвигать товар и услуги, повышая узнаваемость бренда у потребителя.

Обладая правами на товарный знак, самозанятый может передать его в пользование третьим лицам, обеспечив себе постоянный пассивный источник дохода.

"Товарный знак является важным нематериальным ресурсом, поэтому принимая решение о старте собственного бизнеса, следует заблаговременно получить регистрацию. Это поможет в дальнейшем популяризировать товар или услугу, создаст узнаваемость и даст значительные возможности для развития", - констатировала специалист.