Александр мгновенно стал героем. Интернет видит все. А сам он удивляется:
- Чего я такого сделал? Разлетались, гады. А я стрелять умею. Два раза в месяц в тир хожу, - и широко улыбается.
Старшина Юдаев служил во вневедомственной охране Подмосковья. Попал в сводный отряд по охране нефтегазового комплекса Чечни во вторую кампанию. Насмотрелся там всякого. Охранял чеченских пожарных, пока те тушили нефтяные поля. Были и подрывы колонн. Были и бои местного значения. А потом в родных Озерах обезвредил вооруженного грабителя магазина. Один на один. А когда дежурил ночью на бензоколонке ворвались пятеро за выручкой. Троих задержал сам. А остальных - подоспевшие товарищи. Геройский мужик.
- Но самое страшное было в Ступино, когда я охранял санаторий имени Хруничева. Преследовал нарушителей, а они на меня кавказскую овчарку натравили. Я применил табельное. Пуля срикошетила от черепа. Собака осталась жива, но я задолбался писать объяснительные. А через месяц там же уже другая кавказская овчарка грызла человека. Его оттащили, а она на меня набросилась. Тут уж я не промахнулся. А потом хозяйка писала на меня и в прокуратуру, и начальству. А как еще действовать надо было?
- А сейчас у правоохранительных органов нет претензий? Стрельба в населенном пункте…
- Нет. Нормальные мужики попались. Приехали, сняли показания, собрали обломки. Кстати, там написано было MADE IN FRANCE. Да и стрелял я на поле. А это за границей населенного пункта. Да и оружие у меня зарегистрировано.
- А можно взглянуть?
- Отвез я ружье в Озеры. Там оно у меня на квартире в сейфе. Вот только костыль. Но это не от дрона. Это я ногу вывихнул на крылечке.
Александр, прихрамывая, показывает "место боевой славы". Оттуда летело 15 дронов. Один тут и остался. Какая-то помощь ПВО. Вот дыры в профнастиле от осколков. Вот воронки.
- А утром пошел поглядеть на "поле боя". Жутко стало…
Александр протягивает свой смартфон. Там записи с камер видеонаблюдения. Ночное поле. Бегает собачка. Потом яркая вспышка. И рой осколков, словно метеоры. Заорали сигнализации. Раннее утро в деревне выдалось нескучным.
- И все же опасно было один на один с дронами…
- Я все понимаю, но ничего поделать не мог. В Озерах жена, дети. Я на даче один. А вдруг они попадут под раздачу. Действовал, как учили. А я, между прочим, заканчивал курсы в нашей службе безопасности. Меня учили, как надо дроны сбивать, как оказывать первую помощь и даже как управлять квадрокоптером.
После выхода на пенсию 53-летний Александр Юдаев устроился на работу в "Адвокатское бюро ЕПАМ" рядовым сотрудником безопасности. Там узнали о меткой стрельбе Александра и сделали для нашей газеты официальное заявление. Привожу его полностью:
"Вчера ночью во время массового налета дронов на Москву сотрудник нашей службы безопасности Александр Юдаев, используя законное оружие, сбил вражеский дрон, находясь возле своего дачного участка в Подмосковье. Александр профессионально рассчитал траекторию падения дрона, чтобы осколки не причинили никому вреда. Смелые и профессиональные действия Александра, ветерана ОМОН МВД РФ, возможно, спасли жизнь кому-то в Москве. Бюро возместит Александру расходы на восстановление личного имущества и выплатит премию".
С премией вас, Александр Михайлович! Открою секрет: Юдаев - завзятый садовник и еще увлекается на своем дачном участке ландшафтным дизайном. Про премию он еще не знает, но наверняка употребит на покупку новых бордюров и своей мечты - фонтана.
Правовую оценку ситуации - насколько законно действовал Александр Юдаев - будут давать МВД, Следственный комитет и суд. Об этом заявил в эфире "Вести ФМ" начальник управления Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии полковник полиции Азамат Дышеков. Но при этом он подчеркнул, что в законе прописаны условия и основания, когда владелец оружия может открыть огонь. "Граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости", - гласит Закон "Об оружии". Что считать необходимой обороной и крайней необходимостью, подробно разъясняет Верховный суд РФ. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Но, по мнению полковника Дышекова, прозвучавшему в эфире, в данном случае основания применять оружие у человека были.
В свою очередь, член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова подчеркивает: не пытайтесь повторить этот подвиг самостоятельно. Как поступать обычному гражданину при обнаружении летящего дрона, подробно разъяснили в МЧС.
Подготовил Владислав Куликов
В МЧС России прокомментировали появившуюся громкую новость о якобы своем запрете гражданским лицам сбивать дроны. Было подчеркнуто, что спасательное ведомство не имеет отношения к обороту и применению оружия гражданскими лицами. Эти вопросы относятся к ведению Росгвардии. Что же касается рекомендаций при атаке БПЛА, то такая информация не размещалась ни на сайте, ни на интернет-ресурсах ведомства. Речь, скорее всего, идет о памятке, разработанной пару лет назад региональными главками МЧС после начала обстрелов ВСУ Белгородской и Курской областей.
В ней идет речь только о рекомендациях не пытаться сбить дроны подручными средствами, условно говоря, камнями, банками или разной домашней утварью. Это смертельно опасно, так как риск велик. Спустя два года, как подчеркнули в МЧС, рекомендации не утратили своей актуальности. Спасатели не советуют гражданам пытаться сбивать летящие дроны. Этим должны заниматься профессионалы. Рекомендации не имеют законодательной силы и нацелены на то, чтобы предупредить гражданское население от излишней бравады.
В МЧС также рекомендуют жителям приграничных с Украиной районов не подходить к упавшим беспилотникам: "Вблизи беспилотника не стоит пользоваться радиоаппаратурой, мобильными телефонами, устройствами с GPS. При падении дрона необходимо отойти на расстояние 100 м, спрятаться за здание или дерево, предупредить других граждан, находящихся поблизости. После этого нужно сообщить о ЧП по телефону 112", - сказано в памятке одного из региональных главков.
Подготовил Тимофей Борисов