Определит по спектру. В Санкт-Петербурге выпускают отечественные алкозамки для борьбы с пьяными водителями

В Петербурге начали производить алкозамки, которые действуют бесконтактно
В России появились отечественные алкозамки для автомобилей - портативные устройства, блокирующие запуск двигателя при опьянении водителя. Пока еще непонятно, кто будет ими пользоваться, но технология интересная. Не надо дышать в трубочку - достаточно просто вздохнуть.
Так выглядит устройство: в одной руке прибор, перед которым нужно выдохнуть, в другой - смартфон. Он покажет результат. В запечатленном случае водитель тест не прошел.
Так выглядит устройство: в одной руке прибор, перед которым нужно выдохнуть, в другой - смартфон. Он покажет результат. В запечатленном случае водитель тест не прошел. / Никита Кузякин

Их разработали и уже производят в Санкт-Петербурге. Город рассматривает возможность внедрения стоп-приборов в каршеринге и общественном транспорте, где пьяный за рулем особенно опасен.

Сотрудник предприятия показал, как действует устройство: льет на руку спиртосодержащую жидкость и дышит через нее в прибор. Традиционных трубочек при этом нет - процесс бесконтактный. "Двигатель заблокирован" - появляется надпись в специальном приложении на смартфоне.

На фото терминал, который не допустит к работе нетрезвых сотрудников. Фото: АО "Лазерные системы"

Как это работает, пояснил генеральный директор компании-производителя АО "Лазерные системы" Дмитрий Васильев. В машине установлено устройство, водитель просто дышит на прибор, который вынесен отдельно. И уже этот прибор определяет, можно запустить двигатель или нет.

Дуть в трубочку не требуется. Можно дыхнуть в алкозамок на расстоянии. Фото: t.me/dnevspb

Ключевое слово здесь "дышит". Дуть в прибор, то есть в трубочку, не надо. При выдохе устройство на расстоянии определит, в каком состоянии водитель. По спектру.

Портативный прибор работает вместе с приложением на смартфоне. Фото: Никита Кузякин

"Мы используем принцип оптической спектроскопии, который позволяет измерять степень опьянения без использования одноразовых мундштуков, - пояснил Дмитрий Васильев корреспонденту "РГ". - Чтобы избежать злоупотреблений, в автомобиле перед началом проверки проводится идентификация водителя - по лицу или отпечатку пальца. Во время выдоха система контролирует, что это именно тот человек, который будет управлять транспортным средством, а не его пассажир или кто-то еще".

Дышать в прибор, то есть в трубочку, больше не потребуется. Состояние выдоха это устройство определяет на расстоянии. По спектру

А что будет, если трезвый водитель собирается везти подвыпившего пассажира? Не заблокирует ли прибор такую поездку? Разработчики уверяют, что фоновый уровень спиртовых паров в салоне на результат не повлияет.

Тест не пройден. Сообщение об этом придет на смартфон, а машина не поедет. Фото: t.me/dnevspb

Но остается вопрос: будут ли эти приборы пользоваться спросом? Ведь их установка - это личное пожелание автовладельца.

Компетентно

Впервые об алкозамках заговорили еще в конце прошлого века, когда только начали появляться электронные системы тестирования, напоминает председатель Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной палаты РФ Валерий Солдунов. Но в те времена речь шла в основном о самоконтроле водителей. "Сейчас такие устройства особенно актуальны при предоставлении машин в аренду. Есть такая примета: если поздно вечером по барным улицам едет каршеринговый автомобиль, то вероятность, что его водитель в нетрезвом состоянии, - 90 процентов. И любое техническое новшество, которое повысит безопасность дорожного движения, можно только приветствовать", - полагает руководитель ВОА.

Ставить алкозамки на автомобили пытались еще 15 лет назад. В каршеринге и такси это не прошло. В автобусах прижилось. Но ненадолго.

Дело в том, что такие устройства требуют отдельного утверждения в законодательных актах. Конечно, частные компании могут их применять. Но где гарантия, что устройства работают правильно?

История вопроса

Все началось в Швеции, где стали активно продвигать алкозамки, ставя их на все что под руку попадется - в такси, в общественный транспорт. Даже на шлагбаумы в курортных местах - не дунешь, не выедешь.

Именно отсюда к нам пришла эта идея. Впрочем, надо иметь в виду, что уже почти 20 лет эта история работает в Швеции как эксперимент. А именно, в экспериментальном порядке водителю, который попался за нетрезвое вождение, суд предложит два варианта: штраф и лишение прав или штраф и установку на машину алкозамка. Именно в экспериментальном порядке водителя не лишат прав, если он установит алкозамок на машину. После этого он не сможет сесть за руль в нетрезвом состоянии. А если попробует, то условное лишение прав станет реальным. Оно также станет реальным, если он попытается обмануть этот замок. А такие случаи регулярно встречаются. Именно по этой причине в Швеции работает целый институт. Именно с его подачи алкозамки ставятся даже на шлагбаумы при выезде с муниципальных парковок в курортных местах.

В России также пытались запустить шведский опыт. По части установок алкозамков в общественном транспорте, в такси... Однако дело не пошло. Замки как-то плохо реагировали на нашу связь. В итоге абсолютно трезвый водитель мог застрять на маршруте. Ведь алкозамок с некоторой периодичностью обращается к системе, чтобы еще перепроверить водителя. Это может случиться на маршруте.

В общем, в России даже каких-то положительных результатов эксперимент не дал. Не то чтобы его приостановили или даже закончили. Автопарки могут его продолжать реализовывать. Но на остальных, частных автомобилистов, он, по сути, не распространяется.

Кстати

Почуял запах спектра

Не в первый раз выступают лазерные системы со своими технологиями для проверки водителей на трезвость. Еще в 2007 году был запущен проект неких устройств, которые выявляли бы пары алкоголя на расстоянии. По аналогии с камерами, которые измеряют скорость.

В 2010 году разработка была продемонстрирована на выставке "Интерполитех" в Москве под названием "Бутон". Прибор выявлял пары алкоголя в закрытом автомобиле через лобовое стекло с помощью лазерного луча. А точнее, изменения его спектра.

По словам разработчиков, прибор легко мог отличать пары этанола от метанола, содержащегося в большинстве жидкостей для стеклоочистителя. Он достоверно определял 1 ppm алкоголя, то есть одну миллионную долю! Для сравнения: 1 промилле - это одна тысячная доля. На объем салона автомобиля среднего класса такой выхлоп может дать человек, употребивший либо литр пива, либо 100 граммов водки, коньяка или виски.

Но определить, кто конкретно дышит в салоне алкоголем, он не мог. Поэтому предполагалось, что это будет дополнительным средством для выявления нетрезвых за рулем. Потом инспектору все равно придется остановить машину и проверить водителя в установленном порядке. С помощью положенных по порядку освидетельствования приборов на алкогольное опьянение, а то и направления на медосвидетельствование. Автоматически фиксировать выпивших за рулем "Бутон" не мог.

Может быть, это, а может, и то, что погрешность у него была высокая - его тестировали на дорогах сотрудники ГИБДД, - не дало ему путевку в жизнь. В итоге проект "Бутон" так и не был реализован на практике.