США пытаются разорвать сотрудничество между Кыргызстаном и Россией

Неприятный сюрприз преподнесла Кыргызстану в последние дни своей работы администрация Байдена. Минфин США ввел санкции в отношении крупных игроков в ключевых сферах экономики республики - топливной и финансовой отраслях.
В период, за который минфин США решил наказать кыргызский банк, тот управлялся НБ КР, с некоторых пор пристально следящим за исполнением американских санкций.
В период, за который минфин США решил наказать кыргызский банк, тот управлялся НБ КР, с некоторых пор пристально следящим за исполнением американских санкций. / banks.kg

Тиха украинская ночь

Если верить многочисленным экспертам, включая представителей Союза банков КР, американская сторона давно и целенаправленно пыталась разорвать связи между Кыргызстаном и Россией. С началом СВО на Украине США неоднократно выступали в адрес властей и деловых кругов республики с предостережениями, звучащими буквально как угрозы. Внимание к финансовому сектору республики формально объяснялось стремлением США воспрепятствовать обходу санкций в отношении России в целом и лишить граждан РФ возможности получать через КР доступ к системам VISA и Mastercard в частности. Но вполне очевидны и более долгосрочные цели. Американцы заинтересованы максимально усложнить торговлю между участниками ЕАЭС и ударить по больному месту - кыргызской трудовой миграции, основным направлением которой по-прежнему остается Россия, и туристической отрасли страны, во многом ориентированной на отдыхающих из РФ.

За два последних года американцам удалось самим или через так называемые прокси-структуры в ЕС добиться определенных успехов. Сначала ряд банков Кыргызстана под угрозой санкций вынужденно отказался от обслуживания карт "Мир". Затем в КР усложнили условия для россиян, желающих получить платежные карты популярных международных систем VISA и Mastercard. Чуть позже появились ограничения на операции с российскими банками, внесенными в "черный список" США. Одновременно с этим случился и более громкий прецедент: заморозка сотрудничества между российской и кыргызской национальной платежными системами. На последний шаг Бишкек буквально вынудили пойти под угрозой обрушения местной платформы расчетов, обслуживающей операции с пенсиями и зарплатами бюджетников. Как оказалось, кыргызская система разрабатывалась с помощью западных партнеров и обслуживалась в одной из стран ЕС, которая в итоге и пригрозила ее отключить.

В сфере торговли, напротив, предупреждения носили, скорее, декларативный характер. За два года СВО под ограничения американцев и их партнеров попали всего несколько фирм, осуществлявших поставки так называемых подсанкционных товаров в Россию. В целом же организация параллельного импорта послужила большим подспорьем для развития местной экономики. Оказать серьезного влияния на это направление сотрудничества США не смогли и решили зайти с другой стороны.

Плохой Санта

В первые недели нового года, то есть буквально за считаные дни до своего финала администрация Байдена нанесла республике сразу два чувствительных удара. Первый пришелся по топливному сектору. США, а вместе с ними и Великобритания, объявили о санкциях в отношении не только российских энергогигантов, но и их дочерних компаний, в числе которых оказались организации, осуществляющие поставки в Кыргызстан ГСМ. Речь, напомним, идет о сфере, в которой республика, не имеющая собственных запасов нефти, полагается на поддержку России, и последняя не только помогает дружественной стране обеспечивать энергобезопасность, но и стимулирует ее экономику путем беспошлинных поставок горючего.

К большому облегчению кыргызской стороны, российский энергосектор к подобным санкциям был готов, поскольку работал под ограничениями на внешних рынках с 2022 года. Республика, как утверждают официальные источники, не столкнется с дефицитом топлива или ростом цен на ГСМ. Дочерние структуры российских энергокомпаний продолжают работу, сохраняя устойчивость бизнеса.

Более болезненный удар США нанесли по сфере, чувствительной для внешних шоков. В частности потому, что в ней преимущественно представлены либо местные игроки, либо деловые круги, связанные с западными капиталами. Американский минфин ввел санкции в отношении крупного "Керемет Банка", обвинив его в связях с организациями, "играющими ключевую роль в финансировании оборонной промышленности России".

Рестрикции символично предваряла информационная кампания в медиаресурсах КР, поддерживаемых США и их ближайшими союзниками по НАТО. На базе банка, как утверждают американцы и близкие им СМИ, предполагалось создать центр "по уклонению от санкций для оплаты импорта и получения платежей за экспорт". А еще, согласно утверждениям минфина США, то же финансово-кредитное учреждение с прошлого года помогало проводить трансграничные переводы от имени российской структуры, пребывавшей под санкциями последние пару лет.

Причина Х

Банк, попавший под рестрикции, стал первым в Кыргызстане финансово-кредитным учреждением, на которые США распространили санкции, введенные в отношении России. Эта новость ввергла местный рынок в шок, едва не переросший в панику. По некой иронии судьбы, банк, неожиданно отмеченный "черной меткой", еще недавно был, образно говоря, послушным исполнителем воли Запада. Он входил в число учреждений, приостановивших работу с финансово-кредитными организациями России после угроз введения вторичных санкций.

Внесение банка в список немало удивило правительство республики, поскольку государство владеет в нем долей (около 22,5 процента), а до декабря прошлого года он и вовсе управлялся Нацбанком (НБ) Кыргызстана. Последний тщательно следит за тем, чтобы финансовый сектор КР не подвергался каким-либо рискам, и нередко рекомендует частным структурам избегать операций с тем или иным субъектом из "черных списков" США. Летом 2024 года НБ КР даже выдвинул жесткое требование к местным банкам прекратить сотрудничество с рядом крупных российских финансовых учреждений, включая "Сбербанк". За это кыргызский финрегулятор не раз подвергался критике экономистов, выступающих за более тесную интеграцию с Россией.

По словам заместителя главы кабинета министров КР Данияра Амангельдиева, действия, предпринятые западными "партнерами", вызывают искреннее недоумение. Он заявил, что правительство республики уже проводит переговоры об инциденте с американской стороной. "В период, о котором упоминает минфин США, банк находился под внешним управлением НБ КР, - заявил он журналистам, комментируя скандальную ситуацию. - То есть он действительно был государственным банком. Мы готовили его к приватизации. Так что никаких сомнительных операций не проводилось. Теперь важно выяснить причины такого решения со стороны властей США".

Со схожим заявлением выступили и непосредственно в банке. Его руководство подчеркнуло, что обжалует решение американцев и категорически не согласно с утверждениями о нарушениях. "Мы открыты к диалогу и готовы сотрудничать с регулирующими органами, включая международных аудиторов, - подчеркнули в учреждении. - Банк работает в строгом соответствии с национальным законодательством и международным правом, придерживаясь принципов прозрачности и ответственности, а также функционирует в штатном режиме. Происходящее не повлияет на нашу деятельность, и мы в полном объеме продолжим выполнять обязательства перед вкладчиками".

Стрельба на предупреждение?

В НБ КР тем временем уже заявили, что произошедшее не окажет серьезного влияния на финансовую систему страны. "Банковский сектор Кыргызстана сохраняет стабильность. Он обладает достаточной капитализацией, ликвидностью и устойчивостью к внешним рискам", - подчеркнули в Нацбанке, добавив, что регулятор принимает меры для минимизации негативного воздействия санкций на финансовую систему страны, а в случае необходимости готов задействовать дополнительные инструменты.

В экспертных кругах, в свою очередь, полагают, что США ввели санкции, чтобы произвести соответствующий психологический эффект. Тем более, что американский минфин и его структуры не склонны делиться информацией, которой руководствовались, принимая то или иное решение. Если, конечно, таковая действительно имела место. А если нет? Так или иначе, пример банка, который подвергся рестрикциям даже несмотря на то, что выполнял требования страны, не имеющей к нему отношения, вынудит другие финансово-кредитные учреждения страны сократить связи с российскими партнерами, что усложнит проведение операций и негативно скажется на взаимной торговле.

- Брокеры, работающие на нашей площадке, жалуются на огромные сложности с проведением платежей, - заявил немногим ранее президент товарно-сырьевой биржи Евразийского союза Михаил Петров. - Из шести фактически проходит только один. И, полагаю, вскоре мы лишимся и этой возможности, потому что привязаны к системам, связанным с западными странами.

Решить подобную проблему можно, если создать или присоединиться к альтернативной системе платежей, к чему в свое время призывали в том же Союзе банков КР. Судя по реакции властей Кыргызстана на санкционное давление США, вопрос уже не в том, будет ли это сделано.